краткое описание адаптированной программы для детей с РАС

Краткое описание адаптированной образовательной программы
для детей с РАС
С первых дней жизни ребенок включен в социальное взаимодействие: вначале
внутрисемейное, где он получает первичные представления о способах взаимодействия,
учится сообщать о своих потребностях родителям плачем, проявляет радость пристальным
взглядом, улыбкой, агуканьем. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка
начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает
человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
Нарушение взаимодействия и коммуникации с окружающими людьми и миром
приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью такого нарушения
является расстройство аутистического спектра (РАС) или ранний детский аутизм.
Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным
развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания
общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных
психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических
образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв
от реальности, отгороженности от мира.
РАС диагностируют на ранних этапах развития ребенка. А дошкольный возраст –
наиболее показательный период уже сложившейся картины проявлений синдрома. У
ребёнка уже сформированы способы защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам
окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как
глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность внутреннем миром самого ребенка или
экстремальные трудности организации взаимодействия и стереотипность действий.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач
государственной политики Российской Федерации.
В связи с чем разработана адаптированная образовательная программа для детей
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа
включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра.
Программа состоит из трех разделов:
‒
Целевой;
‒
Содержательный;
‒
Организационный
‒
Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с
расстройствами аутистического спектра (далее РАС) включает в себя вопросы воспитания
и образования детей дошкольного возраста на основе Федеральной образовательной
программы дошкольного образования. Так же основанием для разработки программы
послужили базовые специальные коррекционные программы: Скрипник Т.В. Комплексная
программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая
предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми
потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами
аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и
обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство
«СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида
для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
‒
Основная цель реализации адаптированной образовательной программы:
исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений,
стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования

приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально
возможному его развитию.
‒
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
‒
воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять
круг увлечений;
‒
развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
‒
формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
‒
повышать двигательную активность ребенка;
‒
формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социальноадаптивного поведения;
‒
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения
в интересах человека, семьи, общества;
‒
взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для
обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.
Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре
образовательной программы дошкольного образования и ее объему.
Программа построена на следующих принципах:
‒
онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и
развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет
учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением
аутистического спектра, построить модель коррекционно-развивающего обучения,
ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;
‒
коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий
индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры
и выраженности нозологических особенностей ребенка, выявлении его потенциальных
возможностей;
‒
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения детьми с РАС всеми видами доступной им предметно-практической
деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
‒
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений в
различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность ребенка к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире
‒
психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми
строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
‒
целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на
представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное
представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
‒
вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов
активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа
действия;
‒
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования
во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя
в течение всего периода освоения Программы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».