Краткое описание адаптированной образовательной программы для детей с РАС С первых дней жизни ребенок включен в социальное взаимодействие: вначале внутрисемейное, где он получает первичные представления о способах взаимодействия, учится сообщать о своих потребностях родителям плачем, проявляет радость пристальным взглядом, улыбкой, агуканьем. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт. Нарушение взаимодействия и коммуникации с окружающими людьми и миром приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью такого нарушения является расстройство аутистического спектра (РАС) или ранний детский аутизм. Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Термин аутизм происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира. РАС диагностируют на ранних этапах развития ребенка. А дошкольный возраст – наиболее показательный период уже сложившейся картины проявлений синдрома. У ребёнка уже сформированы способы защиты от вмешательства в его жизнь. К трем годам окончательно складывается и основные черты разных групп синдрома: сам аутизм как глубокая отрешенность, негативизм, поглощенность внутреннем миром самого ребенка или экстремальные трудности организации взаимодействия и стереотипность действий. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Российской Федерации. В связи с чем разработана адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Программа включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Программа состоит из трех разделов: ‒ Целевой; ‒ Содержательный; ‒ Организационный ‒ Адаптированная образовательная программа для детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) включает в себя вопросы воспитания и образования детей дошкольного возраста на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Так же основанием для разработки программы послужили базовые специальные коррекционные программы: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами аутистического спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы ‒ Основная цель реализации адаптированной образовательной программы: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию. ‒ Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач: ‒ воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений; ‒ развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка; ‒ формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие; ‒ повышать двигательную активность ребенка; ‒ формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социальноадаптивного поведения; ‒ объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества; ‒ взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом. Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Программа построена на следующих принципах: ‒ онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением аутистического спектра, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций; ‒ коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нозологических особенностей ребенка, выявлении его потенциальных возможностей; ‒ принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с РАС всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; ‒ принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность ребенка к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире ‒ психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи; ‒ целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях; ‒ вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия; ‒ интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы.