24.10.2019
В нашей статье речь пойдет о
ритмической пластике для дошкольников. Постараемся разобраться, в чем суть
этого вида музыкального движения, чем она отличается от хореографии,
ритмической гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны
для деятельности и развития дошкольников.
Понятие
«Пластика» используется, как правило, в широком смысле слова. В более узком
значении это понятие трактуется как «особые выразительные средства, отличные от
танца и пантомимы». В энциклопедии «Балет» дается краткий анализ этого вида
искусства, которое «характеризуется свободным движением, не подчиненным законам
классического танца, использованием и совмещением танцевальных и жизненных
положений тела танцовщика».
Используя
термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям с дошкольниками, мы хотим
подчеркнуть, что в основе методики лежит овладение свободой движения
под музыку. Если характеризовать движения, которые входят в
систему упражнений, то можно сказать, что детям предлагается освоить все
возможное разнообразие пластических средств: это и основные,
общеразвивающие движения, разнообразные жесты, танцевальные движения
и т.д. Некоторые композиции предлагаются детям как этюды, другие – как
образно-игровые и ритмические танцы.
Искусство
пластических движений уходит своими корнями в далекое прошлое – замечательную
эпоху древней Греции. В наше время большой вклад в разработку системы
музыкально-ритмического воспитания внес швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз и
знаменитая танцовщица А. Дункан. Ритмический танец, который сейчас пользуется
большой популярностью, является «результатом взаимодействия ритмического танца,
порожденного системой Э. Жака-Далькроза и пластического танца А. Дункан. В нем
органично соединились два противоположного принципа: полная подчиненность
внутренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию
движений, и свобода их пластической разработки, которая не связана с какой-либо
танцевальной традицией».
Для
композиций ритмических танцев характерна направленность на коллективное
исполнение, кроме того, уровень их технического исполнения не требует
специальной профессиональной подготовки.
Воспитание
у детей любви и интереса к занятиям ритмикой, потребности движения под музыку является
одной из центральных задач музыкально-ритмического воспитания. Известно, что в
условиях традиционного обучения хореографии, гимнастике присутствует муштра,
отрабатывание отдельных элементов упражнений с целью формирования двигательных
навыков и умений. Далеко не для всех дошкольников такие занятия приносят
радость и удовлетворения. Только наиболее способные в музыкальном и
пластическом отношении дети занимаются с удовольствием, сами стремятся к
достижению результата. Между тем, дошкольники, которые испытывают затруднения в
исполнении движений под музыку, стараются уклониться от таких занятий, либо, с
радостью начиная, очень быстро «остывают» и перестают заниматься. А именно
таким детям нужны занятия ритмопластикой.
В отличие
от традиционных занятий хореографией, ритмической гимнастикой и другими видами
музыкальных движений, основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое
раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в
своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента».
Безусловно, развитие музыкальности, пластичности, умения творчески выразить
свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического
воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на
результате, сколько на процессе обучения. Как считал Э. Жак-Далькроз, «урок
ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину
своей цены». Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение,
отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание
воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного
развития детей в процессе занятий ритмопластикой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.12.2019
Дата обновления: 28.12.2019
Дата публикации: 24.10.2019