14.09.2020
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Пескова Ольга Анатольевна - Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 41 "Ласточка" г. Улан-Удэ
ОБРАЗОВАНИЕ - высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования "ВСГАКиИ" Г. Улан-Удэ
14.09.2020
«Музыкальное воспитание — это не
воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.»
В. Сухомлинский.
На свете так много различных
профессий и в каждой есть прелесть своя, но нет благородней, нужней и чудесней,
чем та, кем работаю я!
Я – музыкальный руководитель, я-педагог. В моей
профессии соединены воедино два самых больших чуда – дети и музыка. Есть ли на
свете профессия лучше и каким должен быть музыкальный руководитель? Я много раз
задавал себе этот непростой вопрос. Что же я могу дать и привить малышам, как в
своё время сделали для меня мои первые педагоги. Эти замечательные люди
отдавали мне частичку своей души, посеяли и взрастили во мне семена красоты,
которую несёт с собой музыка.
1.О профессии.
Моя профессия – музыкальный руководитель… Звучит
сухо, бездушно, однолико… Однако, копните глубже, и вы узнаете, что в этих двух
словах кроется истина. «Музыкальный» - прекрасный, чувственный, ласковый,
игривый. «Руководитель» - подающий руку незнающему, боящемуся, и ведущий в новое,
неизведанное, прекрасное… Мы дарим свет. Учим любить, понимать, сопереживать,
чувствовать. Таким образом, мы, музыканты, создаем гармоничную личность,
которая в будущем всегда будет находить выход из любой ситуации с достоинством,
честью. Нами руководит музыка…
Музыкальный
руководитель - это уникальная профессия, которая требует не только знаний и
умений, но и душевной чуткости, духовной искренности, профессиональной
деликатности и универсальности.
А что значит быть музыкальным руководителем в
детском саду? Это значит быть музыкантом и художником,
сценаристом и режиссёром, костюмером и актёром, видеомонтажёром и
звукооператором.
Задача музыкального руководителя – создать
творческую атмосферу в детском саду, раскрыть возможности и особенности каждого
ребенка. Музыкальный руководитель должен, прежде всего,
любить и понимать детей. Музыкальное воспитание – длительный и непрерывный
процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.
Музыкальному руководителю необходимы: разнообразные
знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать
ему, познать всю красоту музыки. Музыкальный руководитель должен быть
внимательным, уметь наблюдать, анализировать и оценивать уровень развития и
воспитанности ребенка. Профессионализм музыкального руководителя определяется
высоким уровнем его педагогической компетентности: он должен владеть огромным
багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и
интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами:
педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать
комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
2. О себе в
профессии
Уже более семнадцати лет
я работаю музыкальным руководителем.В первый раз войдя в музыкальный зал в это
чудесное царство детства, я увидела, как на меня смотрели двадцать пар озорных,
восторженных и в тоже время настороженных глаз малышей. Я сразу поняла, что это
мое, и мне нужно передать им очень многое то, что я сама знаю и умею. Постепенно, вместе
со своими малышами, я стала учиться понимать музыку по-новому, воспринимая ее
глазами и сердцем ребенка. Я уверена, что малыши многому учат меня и по
сей день. Ведь, к сожалению, не дано взрослому человеку верить, любить и
понимать так искренне, как это удается ребенку. Я, как музыкальный
руководитель, непосредственно отвечаю за «строительство» души маленького
человечка, его маленького внутреннего мира и пытаюсь сделать ее богаче, ярче,
насыщеннее. На моих глазах,
день за днём под влиянием музыкальных занятий развивается личность ребёнка,
певческие, двигательные навыки, эмоциональность, интеллект, коммуникативные
качества, улучшается внимание, память, развивается речь, творческое
воображение. Ребёнок учится понимать язык чувств, становится более отзывчивым и
чутким. А какое удовлетворение получаешь, когда в конце занятия дети, задают
уже знакомый и ожидаемый вопрос: «А мы к Вам еще придем?». Для меня огромное
счастье, как педагога, видеть счастливые лица детей, их искреннюю, неподдельную
радость, когда они делают для себя открытие. Именно это является главным
принципом моей работы. Я стараюсь подвести мысли ребенка к открытию, чтобы
малыш сам смог прийти к нужному ответу. Такой принцип, я считаю, помогает
развивать у детей, фантазию, воображение, внимательность к деталям, а самое
главное, уверенность в себе. Ведь сделав открытие сам, ребенок очень гордится
собой, своим достижением. Таким образом, по моему мнению, развивается уверенная
в себе личность. «Я – сам!» - это шаг к полноценно развитому человеку как
физически, так и морально. Это сила воли и духа.
Благодаря
музыке развивается гармоничная личность. Личность, умеющая находить правильный
выход из любой ситуации. Именно этому учу я своих воспитанников.
Я уверена в том, что работаю на своем месте. Потому
что детям в моём музыкальном
зале комфортно, интересно и между нами взаимопонимание. Я люблю свою работу и
горжусь ей.
3.О своей профессиональной позиции
Чтобы быть успешным не только в профессии, но и в
жизни, важно обладать не только специальными компетенциями, но и общими
способностями. Поскольку сегодня мы живем в изменяющемся мире, где все
непредсказуемо, чтобы быть успешным, нужно уметь гибко адаптироваться к новым
условиям и требованиям. С этой точки зрения современный педагог должен
обладать деятельностными способностями, то есть способностями к самоизменению,
самовоспитанию, саморазвитию.
Первое качество, которое, чрезвычайно важно для
педагога-музыканта - это понимание значимости этой профессии, осознание своей
Миссии. Современный музыкальный руководитель должен иметь четкие представления
о целях и ценностях музыкального воспитания, о методологии музыкальной
педагогики.
Второе важное качество в профессии музыкального
руководителя - это его психолого-педагогическую компетентность. Знание
возрастных психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, умение
создавать комфортную среду, обеспечивающую ребенку эмоциональное благополучие,
владение методами творческого развития в музыкальной деятельности - вот
ключевые компетенции современного педагога-музыканта. Музыкальный руководитель
(как и любой педагог!) должен быть образованным человеком, с грамотной речью,
обладающий коммуникативными навыками. Без общекультурной подготовки педагога
развитие психолого-педагогической компетенции теряет смысл.
Третьей важнейшей компетенцией можно назвать
музыкальную подготовленность педагога-музыканта, его влюбленность в музыку как
в искусство, профессиональное владение музыкальным инструментом (желательно,
двумя и более), обладание широким музыкальным кругозором, художественным вкусом.
Моим жизненным кредо стало высказывание «Мало любить
детей, нужно им нравиться!».