Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗРР. Самофалов Кирилл.

26.06.2024

Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Дети данной категории имеют  специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.

С учетом вышесказанного составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

               

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО ребенка:  Самофалов Кирилл

 

Дата рождения  27.12.2017 г.

Цель: коррекция и развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, содействие его  гармоничному развитию в условиях детского сада.

Задачи:

1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

2. Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;

3.Проведение коррекционно-развивающей  работы с ребенком;

4.Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

 

Форма проведения: индивидуальные занятия

Методы проведения:  игротерапия, релаксация, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и  дидактические игры.  

Ожидаемый результат:

-усиление познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;

- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением речи.

 

Форма работы с родителями:  консультации, практикумы, собеседование, обмен опытом.

 

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1  блок программы: - диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.

 

2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам ИОМ  и индивидуальным особенностям ребенка.

3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Все упражнения и игры, используемые в программе можно подразделить на 6 групп:

К первой группе относятся  упражнения  направленные на развитие восприятия, которое является базой для развития мышления.

Вторая группа «Внимание» и третья группа «Память» идут друг за другом, поскольку не умея сосредоточиться,  невозможно  научиться хорошо запоминать.

К четвертой группе отнесла «Мышление», к пятой – «Воображение», т.к. его развитие идет только после того, как ребенок приобретает опыт реального  взаимодействия с действительностью. «Развитие мелкой моторики» отнесла к последней  шестой группе. Сюда вошли   пальчиковая гимнастика (инсценировка пальцами историй, сказок, изображение пальцами животных), рисование, лепка, собирание бус, песочная терапия, работа с бумагой.

            Работа с родителями:

В ИОМ предусмотрены  совместные детско – родительские консультации,  домашние задания, обсуждения с целью:

1. Повышения общей сензитивности к  ребенку, его проблемам;

2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. Активизации коммуникаций в семье.

4.Эмоциональная поддержка ребенка.

Работа с педагогами:

1.Повышение компетентности при работе с ребенком..

2.Методические рекомендации.

3.Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих  игр и упражнений.

 

Материально-техническая база:

 

·      помещение для проведения занятий;

 

·      наличие специализированных методических материалов, пособий;

 

диагностический инструментарий.

 

План реализации индивидуального образовательного маршрута

Месяц

Направление работы

1

июнь

1.                  Подбор психокоррекционных методик, составление ИОМ.

2

июнь

1.                  Обсуждение рекомендаций ПМПк, ознакомление с содержанием ИОМ педагогов и родителей ребенка с ОВЗ

2.                  Реализация коррекционно-развивающих занятий.

3

июнь

1.                  Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

2.                  Коррекционно-развивающие занятия.

7

июнь

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

2.Коррекционно-развивающие занятия.

8

июль

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

2.Коррекционно-развивающие занятия.

                                             Тематическое планирование

№ п/п

Направление занятия

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

                                                Первая группа игр и упражнений

1

Восприятие

Улучшение качества деятельности зрительного анализатора.

Развитие цветоразличения, целостности восприятия. Изучение форм, пространственных представлений, ориентирования в пространстве. Развитие способности по ряду признаков определять предмет.

- «Форма»;

 - игра-вкладыш «Цвет».

- мозаика.

- Знакомство с линейкой-трафареткой;Хочу такой сайт

- «Что нарисовано»;

 - «Пуговицы»;

- «Знание названий предметов»;

 - «Угадай игрушку»;

- «Покажи мне левую руку и правую ногу»;

 - «Разрезная картинка (2, 4, 6,

 8, 10, 12 частей)»;

 - «Разложи на «кучки»;

- «Сравни предметы»; 

- «Почтовый ящик»;

- «Подбери подходящий по форме» ;

 - «Разноцветная дорожка»;

 - «Пирамидка».

                                     Вторая группа игр и упражнений

2

Внимание

Развивать способность к

переключению внимания;

Развивать концентрацию

внимания;

Развивать произвольное

внимание;

Развивать объём внимания;

Развивать произвольное

внимание.

 

-

 - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь

и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Найди пару»;

- «Найди такой же»;

- «Раскрась фрукты»;

 - «Найди такой же предмет»;

- «Кому что принадлежит?»;

- аппликация «Бусы для мамы»;

- «Найди пару каждой рукавичке»;

 - «Большие предметы раскрась, а маленькие обведи в кружок»;

 - «Раскрась елочку, как у меня»;

- «Ушки на макушке» ;

- «Бубен и колокольчик»;

- «Выложи кружочки»;

- «Построение башни»;

 - «Построение заборчика».

- «Слушай и выполняй».

2.                                          Третья группа игр и упражнений

3

Память

Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, произвольного внимания.

3.      – «Ощупай предмет и найди его». – «Каскад слов».

4.      – «Запомни картинки».

5.      – «Что изменилось?».

6.      – «Найди игрушку».

7.      – «Рассмотри внимательно».

8.      -- «Подбери парную картинку».

                                   Четвертая группа игр и упражнений

4

Мышление

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображениях. Развитие мыслительных операций анализа и  сравнения. Развитие способности выделять свойства предметов.

 

- мягкая мозаика «Вертолетик».

 - мягкая мозаика «Паровозик».

- развивающие игры «Обобщение», «Мышление».

- «Подбери картинку».

  – «Кто что любит?».

– «Чередование бус».

– «Угадай по описанию».

-  «Что забыл художник?»

– «Найди двух одинаковых цыплят и раскрась их».

– «Четвертый лишний».

 – «Круглые очки»

«Назови все кру­глые предметы в этой комнате.

- «Подбери четвертую фигуру».

                                     Пятая  группа игр и упражнений

5

Развитие мелкой моторики рук

Подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого;

развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными

 Развивающая игра «Моторика».

9.      Пальчиковые упражнения: «Пароход», «Очки», «Стул», «Грабли», «Цепочка», «Шарик», «Коза», «Краб», «Собака», «Кошка», «Мышка», «Зайка», «Моя семья», «Наш малыш», «Шалун», «Пальчики», «Пальчики здороваются», «Здравствуй», «Комарик», «Зайчик -кольцо», «Бабочка», «Братцы».

10.  Комплекс № 1 (гимнастический)

11.  Комплекс № 2 (рисуночный)

12.  Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук)

Рисование каракулей. Рисование пальцами. Рисование крупой. Лепка. Собирание бус. Песочная терапия. Работа с бумагой (аппликация из сминаемой бумаги). Рисование геометрических фигур, рисование  с помощью трафарета.

 

Используемая литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения на рзвитие внимания, памяти, мышления», Киров, ОАО «Дом печати - Вятка».

2. . Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями для развития детей. Дошкольные прописи», Киров, ОАО «Дом печати – Вятка»

3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», М., Книголюб, 2004.

4. Сиротюк А.Л.  «Коррекция развития интеллекта дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2007.

5. Севостьянова  Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2008.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».