26.06.2024
Пояснительная
записка
В настоящее время
требования к образовательному процессу основываются на федеральных
государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и
требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и
очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким
уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью
эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или
сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем
раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут
оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение
вторичных нарушений развития. Современный
этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется
повышением требований к организации и осуществлению
коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в
общество.
Дети
данной категории имеют специфические
психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при
определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его
обучения и воспитания.
С учетом вышесказанного
составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка.
Индивидуальный
образовательный маршрут – это институциональный документ,
регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей
деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и
семьей, воспитывающей такого ребенка.
Индивидуальный
образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей
личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития,
особенности развития психических процессов, интересов, склонностей,
способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)
ФИО ребенка: Самофалов Кирилл
Дата рождения 27.12.2017 г.
Цель: коррекция и
развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического
здоровья ребенка, содействие его
гармоничному развитию в условиях детского сада.
Задачи:
1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных
физических и умственных возможностей);
2. Осуществление полноценной адаптации в
группе сверстников;
3.Проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком;
4.Оказание помощи и поддержки родителям,
консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Форма
проведения: индивидуальные занятия
Методы
проведения: игротерапия, релаксация,
психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный
метод и дидактические игры.
Ожидаемый
результат:
-усиление
познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие
психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для
дальнейшего обучения и развития ребенка;
-
оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения
ребенка с нарушением речи.
Форма работы с
родителями: консультации, практикумы, собеседование,
обмен опытом.
Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:
1 блок программы: -
диагностический:
На
этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.
2 блок программы связан с
определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений,
психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам
ИОМ и индивидуальным особенностям
ребенка.
3 блок программы связан с
проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.
Все
упражнения и игры, используемые в
программе можно подразделить на 6 групп:
К
первой группе относятся упражнения направленные на развитие восприятия, которое является базой для развития мышления.
Вторая
группа «Внимание» и третья группа «Память» идут друг за другом, поскольку
не умея сосредоточиться, невозможно научиться хорошо запоминать.
К
четвертой группе отнесла «Мышление»,
к пятой – «Воображение», т.к. его
развитие идет только после того, как ребенок приобретает опыт реального взаимодействия с действительностью. «Развитие мелкой моторики» отнесла к
последней шестой группе. Сюда вошли пальчиковая гимнастика (инсценировка
пальцами историй, сказок, изображение пальцами животных), рисование, лепка,
собирание бус, песочная терапия, работа с бумагой.
Работа с родителями:
В
ИОМ предусмотрены совместные детско –
родительские консультации, домашние
задания, обсуждения с целью:
1.
Повышения общей сензитивности к ребенку,
его проблемам;
2.
Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение
рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;
3.
Активизации коммуникаций в семье.
4.Эмоциональная
поддержка ребенка.
Работа с
педагогами:
1.Повышение
компетентности при работе с ребенком..
2.Методические
рекомендации.
3.Умение
пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих игр и упражнений.
Материально-техническая база:
· помещение
для проведения занятий;
· наличие
специализированных методических материалов, пособий;
диагностический
инструментарий.
План реализации индивидуального образовательного
маршрута
№ |
Месяц |
Направление
работы |
1 |
июнь |
1.
Подбор
психокоррекционных методик, составление ИОМ. |
2 |
июнь |
1.
Обсуждение рекомендаций
ПМПк, ознакомление с содержанием ИОМ педагогов и родителей ребенка с ОВЗ 2.
Реализация
коррекционно-развивающих занятий. |
3 |
июнь |
1.
Психолого-педагогическое
консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.
Коррекционно-развивающие
занятия. |
7 |
июнь |
1.Психолого-педагогическое консультирование
родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
8 |
июль |
1.Психолого-педагогическое консультирование
родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ. 2.Коррекционно-развивающие занятия. |
Тематическое планирование
Используемая литература:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с заданиями
для развития детей. Упражнения на рзвитие внимания, памяти, мышления», Киров,
ОАО «Дом печати - Вятка».
2. . Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Тетрадь с
заданиями для развития детей. Дошкольные прописи», Киров, ОАО «Дом печати –
Вятка»
3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в
подготовительной группе», М., Книголюб, 2004.
4. Сиротюк А.Л.
«Коррекция развития интеллекта дошкольников», М.: ТЦ Сфера, 2007.
5. Севостьянова
Е.О. «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2008.