19.09.2024
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
РЕБЁНКА
С ЗРР
Тыпшеев
Костя
2024-2025
учебный год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка
2. Цели, задачи
3. Сведения о ребёнке
4. Тематическое планирование развития мелкой моторикой ребенка с ЗРР
Пояснительная записка:
Одним из аспектов развития дошкольника является
развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано,
что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением
ребёнка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики
детей старшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими
особенностями детей: в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются
структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в
познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном
мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия,
так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно –
двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине
предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно
развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для
накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков
ручной умелости.
2. Цели и задачи
Цель: Создание
оптимальных условий для развития и обучения ребенка в соответствии с состоянием
физического и нервно-психического здоровья, индивидуальных особенностей,
уровнем актуального развития; осуществление необходимой коррекции с учетом многообразия форм
воспитательно-образовательной и коррекционной работы по социальной адаптации в сфере окружающих
сверстников и взрослых.
Задачи:
-Развитие
мелкой моторики, зрительно-двигательных и тонких двигательных координаций.
- Эмоциональное развитие. Введение ребенка в мир
человеческих эмоций.
- Побуждать словесно проговаривать свои действия.
3. Сведения о ребёнке
ФИО ребенка: Тыпшеев Костя
Дата рождения 02.01.2018 г.
Форма занятий: индивидуальная
Время проведения занятий: 2 раза в неделю
продолжительностью от 10 до 15 минут в зависимости от самочувствия ребёнка.
Планирование индивидуальных занятий октябрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Совершенствование
координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности. |
Пальчиковый
театр «Сказки на пальчиках» |
02.10.2024 |
Занятие 2 |
Совершенствование
координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции
мелкой моторики пальцев рук. |
Упражнение
«Пушистые дорожки» |
05.10.2024 |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать уровень
мелкой моторики и тактильной чувствительности. |
Порвать на
мелкие кусочки лист бумаги. |
09.10.2024 |
Занятие 2 |
Развивать
умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. |
Работа с
трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры» |
12.10.2024 |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Формировать
умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки,
выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук. |
Д/и
«Умелые прищепки» |
16.10.2024 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать
с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали. |
Обвести
треугольник по трафарету и вырезать. |
19.10.2024 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Формировать
умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных
размеров, координировать мелкие движения рук. |
Д/и
«Весёлые пробки» |
23.10.2024 |
Занятие 2 |
Увеличение
подвижности пальцев рук. |
Пальчиковая
гимнастика «На ладошку села кошка» |
26.10.2024 |
Планирование
индивидуальных занятий ноябрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. |
«Маленький
конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных. |
03.11.2024 |
Занятие 2 |
Совершенствовать
графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и
штриховать мелкими штрихами. |
Обвести
котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами. |
09.11.2024 |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать
с ножницами. |
Игра «Кто,
где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он
живет. |
13.11.2024 |
Занятие 2 |
Развивать
мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. |
Пальчиковая
гимнастика «Дружат пальчики». |
17.11.2024 |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. |
Катание
ребристого карандаша между ладонями (массаж). |
20.11.2024 |
Занятие 2 |
Формировать
графические умения и навыки. |
«Рельсы
для поезда» - рисование прямых линий. |
24.11.2024 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
тактильную чувствительность. |
«Помоги
повару отделить фасоль от гороха». |
27.11.2024 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. Развивать умение работать
с ножницами, развивать умение вырезать по прямой. |
Обвести
квадрат по трафарету и вырезать. |
29.11.2024 |
Планирование
индивидуальных занятий декабрь.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев. |
Пальчиковая
гимнастика «Как у нас семья большая». |
04.12.2024 |
Занятие 2 |
Продолжать
формировать графические навыки. |
Обвести
картинку по точкам и раскрасить. |
07.12.2024 |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. |
Самомассаж
ладоней. |
11.12.2024 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. |
«Поможем
бабушке развязать узелки на веревке». |
14.12.2024 |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. |
«Весёлая
шнуровка» |
19.12.2024 |
Занятие 2 |
Развивать
мелкую моторику пальцев. |
Игра «Что
это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. |
21.12.2024 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук. |
Рисуем
машину пальчиками на крупе. |
25.12.2024 |
Занятие 2 |
Продолжать
учить складывать фигуры из бумаги. |
Оригами
«Кораблик» |
28.12.2024 |
Планирование
индивидуальных занятий январь.
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
навыки вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и
закреплять углы. |
Вырезание
круга из квадрата. |
15.01.2025 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. Развитие
координации и точности движений. |
«Зимний
лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток. |
18.01.2025 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев. |
Лепка
«Кисть винограда» методом налепа. |
22.01.2025 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. Развитие
координации и точности движений. |
Аппликация
«Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток. |
25.01.2025 |
Планирование индивидуальных занятий
февраль.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев. |
Пальчиковая
игра «Снегири». |
05.02.
2025 |
Занятие 2 |
Упражнять
в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными
способами. |
«Птица» -
обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях |
08.02.
2025 |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать
и закреплять углы. |
Вырезание
овала из прямоугольника. |
12.02.
2025 |
Занятие 2 |
Продолжать
учить складывать фигуры из бумаги. |
Оригами
«Кораблик» |
15.02.
2025 |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев.Закреплять приёмы владения ножницами. |
Аппликация
«Узор на платочке» |
19.02.
2025 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием зрительно-моторных функций |
«Ёж и ежата»
|
22.02.2025 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
учить скатывать шарики из салфеток. |
«Веселый
снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток. |
26.02.
2025 |
Занятие 2 |
Учить
действовать по словесной инструкции.Продолжать работать над развитием мелкой
моторики. |
Пальчиковая
гимнастика «Солнышко». |
28.02.
2025 |
Планирование индивидуальных
занятий март.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
развивать зрительно- моторные функции. |
Из риса
выложить салют по нарисованному контуру. |
01.03.
2025 |
Занятие 2 |
Учить
штриховать в разных направлениях. |
Штриховка
«Овощи и фрукты». |
03.03. |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Активизировать
моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. |
Д/упр.
«Обведи по точкам». |
12.03.
2025 |
Занятие 2 |
Развитие
мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. |
«Мебель
для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. |
15.03. 2025 |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику. |
Завязываем
бантик на подарке. |
19.03.
2025 |
Занятие 2 |
Развивать
мелкую моторику. |
Смотать
клубок для бабушки. |
22.03.
2025 |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Д/упр.
«Обведи по точкам» |
26.03.
2025 |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Выкладывание
силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц. |
29.03. 2025 |
Планирование индивидуальных занятий
апрель.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Совершенствование
навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать
и закреплять углы. |
Вырезание
овала из прямоугольника. |
02.04. |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать
с крупой. |
Аппликация
из пшена «Солнышко». |
05.04. |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Продолжить
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Выкладывание
из счетных палочек предметов по образцу. |
09.04. |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Обрывание
цветка по контуру. |
12.04. |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Совершенствование
навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать
и закреплять углы. |
Вырезание
круга из квадрата. |
16.04. |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики. |
Пластилинография «Рыбки
в аквариуме». |
19.04. |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Упражнять
в выкладывании фигур из счетных палочек. |
«Домик для
скворца» -выкладывание из палочек по принципу «колодца». |
23.04. |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Д/упр.
«Обведи по точкам». |
26.04. |
Планирование индивидуальных
занятий май.
1 неделя |
Цель |
Задание, дидактическая игра, упражнение |
Дата |
Занятие 1 |
Развивать
мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру. |
Выложить
горохом по нарисованному контуру (ягоды). |
03.05. |
Занятие 2 |
Продолжать
учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри. |
Пластилинография
«Клубника». |
04.05. |
2 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Закрепить
умение работать в технике оригами. |
Оригами
«Самолёт». |
07.05. |
Занятие 2 |
Продолжать
работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. |
Пальчиковая
игра «Дождик». |
11.05. |
3неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Закрепить
умение работать техникой налепа. |
Пластилинография
«Солнце». |
14.05. |
Занятие 2 |
Активизировать
моторику рук, выработать умение управлять своими движениями. |
«Кто это?»
собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу. |
17.05. |
4 неделя |
Цель |
Задание |
Дата |
Занятие 1 |
Закрепление
навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать
и закреплять углы. |
Вырезание
круга из квадрата. |
21.05. |
Занятие 2 |
Закрепление
навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать
и закреплять углы. |
Вырезание
овала из прямоугольника. |
24.05. |