10.03.2021
Научить человека
быть счастливым нельзя,
но воспитать его
так,
чтобы он был
счастливым можно.
(А.С. Макаренко)
Мне кажется, что каждый человек
рождается мыслителем, философом, художником, психологом и педагогом. И я не
исключение. В детстве я любила пошалить и помечтать, мой познавательный интерес
"зашкаливал": мне нравилось знакомиться с новыми людьми, читать интересные
книги, слушать музыку, наблюдать, экспериментировать, размышлять.
Почему я начала знакомство с описания
моего детства? Да потому что во мне и сейчас живет ребёнок. Когда пришло время
прощаться с детством, я отказалась от него уходить: и как только окончила школу - решила, буду
воспитателем, т.е. снова вернусь в детство. Когда на свет появляется маленький
ребёнок, взрослые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по
жизни. Многие хотят идти впереди, хотят и требуют от ребёнка следовать за ними
- шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага
ребёнка. Да и размер ноги отличается. На самом деле чего же хотят взрослые,
даря новую жизнь? Они хотят вырастить человека. Человека с большой буквы.
Человека умеющего думать и любить. У меня родилась мысль! Мне кажется, именно
воспитатель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым), научиться
с раннего возраста, думать и любить. Окончив педагогической колледж, я стала
воспитателем.
Говорят, если хочешь, чтобы тебе
понравился человек, найди в нём сходство с собой, а ещё возлюби ближнего, как
самого себя. В каждом ребёнке я вижу себя и поэтому люблю детей. Считаю, что
роль воспитателя не указывать дорогу, а помогать ребенку идти своим путём.
Стараюсь не давать детям готовых знаний, а помогаю добыть их самостоятельно,
используя при этом различные источники информации.
В каждом ребёнке я вижу личность, и я
согласна с Я. Корчаком, который писал: "Уважайте незнание ребёнка!
Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и
сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить
сегодня." Пусть ребёнок узнает не
потому, чего мы ему сказали, а потому, что он сам понял; пусть он не выучит
науку, а выдумает её.
Жить - вот ремесло, которому я хочу
учить детей! Поэтому я решила образовательные традиции связать с исследовательской деятельностью, чтобы
психическое развитие ребёнка с раннего возраста разворачивалось как процесс
саморазвития, чтобы от учения пассивного, перейти к "учебно активному".
Чтобы действовать эффективно, следую
правилам:
- всегда работать творчески;
- помогать детям действовать
самостоятельно;
- не сдерживать инициативу детей;
- ориентировать детей на собственные
наблюдения и эксперименты;
- помогать детям формировать навыки
самостоятельного решения проблем;
- научиться слышать каждого, когда
говорят все одновременно.
Ребёнок творец, он получает права на
свободный поиск, который не всегда должен заканчиваться удачей. Он получает
право на самооценку, у него исчезает страх перед выбором, хотя остается
ответственность за выбор. На моих занятиях дети любят работать, но больше всего
им нравится работать в малых группах, работа идёт без нажима, без страха ошибиться, без расчета
на поощрение от меня и без наказания, у детей возникает потребность в познании,
желании что-что сделать, а самое главное делиться навыками и умениями с
другими. Часто задумываюсь: "А какой меня хотят видеть дети?" Ведь
детям интересны ищущие собеседники, они сами меняются в каждое мгновение и от
меня ждут того же. Они веселы, игривы, подвижны и хотят, чтобы я была такой.
Они хотят видеть меня во мне помощника, они ждут понимания, хотят чтобы рядом с
ними был человек творческий, который не станет торопить, не будет заставлять
жить, действовать и думать так же, как он сам. Часто выполняю свою работу
вместе с детьми, а когда сомневаюсь могу попросить их оказать мне помощь. И я,
и дети - мы не перестаем удивляться открытиями друг друга. Каждый человек
вольно или невольно, сам или с помощью других выбирает свой путь в жизни. И
хочет того, или не хочет - отвечает за свой выбор перед собой. Я не сожалею о
выбранном мною пути.
Я - воспитатель! Быть воспитателем, значит
иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - "своих детей". Я
горжусь своей профессией. Лучше её нет! Она заставляет забывать все огорчения и
обиды, дает ощущение вечной молодости, вечного детства. Я рада, что живу в
родной Бурятии, работаю в одном из лучших садов города Улан-Удэ № 41 "Ласточка".
Благодаря атмосфере в детском саду,
общению с коллегами, постоянно происходит мой личностный рост. В нашем детском саду живёт идея,
воплощение в творчество, а дети учатся думать и любить. Я надеюсь, что все мои
дети смогут выбрать свой жизненный путь, и их выбор поможет изменить этот мир к
лучшему.
Я пришла в этот мир,
чтоб украсить собой,
чуть его изменить.
Что же дать я могу?
Чему научить?
Голову - думать,
а сердце - любить!
11.03.2021