17.11.2023
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
• использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
• реализация общеобразовательной программы;
• обогащение предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
• насыщенности среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;
• трансформируемости (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
• полифункциональности (возможность разнообразного использования) ;
• вариативности (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;
• доступности (свободный доступ к игровым пособиям) ;
• безопасности (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей.
Так, например, в группах в этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие Центры активности:
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
1. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе в соответствии с ФГОС есть Центр безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом детей.
Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры, тематические альбомы в трех направлениях:
- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;
- формирование умения беречь своё здоровье;
- профилактика пожарной безопасности.
2. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте Центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей (мальчиков и девочек) :
• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.
• Организации труда с небольшими группами детей.
• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
В перспективе создание в группе условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при изготовлении игрушек и т. д.
3. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Проанализировав классификацию игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья») ;
- образование («Детский сад») ;
- здоровье («Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница») ;
- торговля («Магазин») ;
- производство («Швейное ателье») ;
- строительство («Строительство», «Строим дом») ;
- транспорт («На дорогах города») ;
- спорт («Мы – спортсмены»)
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.
Таким образом, важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.
Основной целью этого направления является позитивная
социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально –
коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
1. Создать условия для
усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и
эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению
самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
детей.
4. Формировать уважительное
отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и
творчества.
5. Формировать у детей основы
безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной
деятельности со сверстниками.
Для решения поставленных
задач необходимо соблюдать ряд условий
• использование в практике
работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
• реализация
общеобразовательной программы;
• обогащение
предметно-пространственной среды.
Создавая развивающее
пространство в групповых помещениях ДОУ, необходимо руководствоваться
принципами, в соответствии с ФГОС ДО, предполагающими единство социальных и
предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка:
• насыщенности среды
(соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) ;
• трансформируемости
(возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) ;
• полифункциональности
(возможность разнообразного использования) ;
• вариативности
(разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) ;
• доступности (свободный
доступ к игровым пособиям) ;
• безопасности (соответствие
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
Организовывая
предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС в различных возрастных
группах ДОУ, необходимо помнить, что ее содержание в направлении
«Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно
определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном
направлении и возрастной категорией детей.
Так, например, в группах в
этом направлении развития детей дошкольного возраста представлены следующие
Центры активности:
- Центр безопасности.
- Центр сюжетно-ролевых игр.
- Центр
социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек) .
1. Проведенный анализ целей и
задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей
группе в соответствии с ФГОС есть Центр безопасности, в соответствии с которым
он наполнился дидактическими играми и пособиями в соответствии с возрастом
детей.
Формирование у детей навыков
безопасности жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания
(безопасности окружающего мира) происходит не только в ходе стихийного
взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в
процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в
группе ДОУ, поэтому в Центре безопасности имеются дидактические игры,
тематические альбомы в трех направлениях:
- профилактика
дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;
- формирование умения беречь
своё здоровье;
- профилактика пожарной
безопасности.
2. Учитывая виды труда и
формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте Центре
социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания
детей (мальчиков и девочек) :
• Организации коллективного
труда по уборке групповой комнаты или участка.
• Организации труда с
небольшими группами детей.
• Организации трудовых
поручений и работы с дежурными.
• Организации ручного труда.
Для формирования представления
о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и
механизмах, задействованных в труде человека и их роли разработаны тематические
альбомы, подборка презентаций для детей, дидактические игры.
В перспективе создание в группе
условий для работы мальчиков с деревом: сколачивания, распиловки, окраски при
изготовлении игрушек и т. д.
3. Социальное развитие
личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности
осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое
место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.
Проанализировав классификацию
игр, характеристику и предпосылки сюжетно-ролевой игры, нами был организован
Центр сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и
аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, рекомендуемым именно в старшем дошкольном
возрасте. В Центре дети старшего дошкольного возраста имеют возможность
организовать сюжетно-ролевые игры в следующих направлениях:
- семья («Дом, семья») ;
- образование («Детский сад»)
;
- здоровье («Скорая помощь»,
«Поликлиника», «Больница») ;
- торговля («Магазин») ;
- производство («Швейное
ателье») ;
- строительство
(«Строительство», «Строим дом») ;
- транспорт («На дорогах города») ;
- спорт («Мы – спортсмены»)
Позитивная социализация детей
дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства осуществляется не только благодаря организации
целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе
жизнедеятельности.
В детском возрасте огромное
влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с
которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский
сад, общество) .
Важным фактором в воспитании
и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как
один из институтов социализации).
Ребенок в семье учится
общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию.
Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание
полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители».
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и
новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких
отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на
равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса,
управления дошкольным учреждением.
Таким образом, важным
условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности
является не только грамотное построение предметно-пространственной среды, но и
партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей в выполнение
реальных дел, участие в педагогических детско-родительских проектах, преобразование
реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация
целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное
построение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ совместно с
родителями.