Консультация для родителей
«Необходимость развития коммуникативных умений у дошкольников»
Воспитатель: Проць М.А.
Общение является одной
из самых важных человеческих потребностей. Общительность, умение контактировать
с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его
успешности в различных видах деятельности.
Общение ребенка – это не только
способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение
внимательно и активно слушать, осознание своих особенностей и особенностей
других людей и учет их в ходе общения. Использование мимики и жестов
необходимо для более эффективного выражения своих мыслей. И если не научить
ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю
жизнь.
Видеть своего ребенка счастливым,
улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми, хотят видеть все без
исключения родители. Но, не всегда это получается, и задача взрослых – помочь
ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми.
Способность общаться включает в себя:
желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение,
включающее умение слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные
ситуации; знание норм и правил.
Игра имеет важное значение в жизни
ребенка-дошкольника. Именно в процессе игровой деятельности наиболее
эффективно будет осуществляться развитие общения и взаимодействия детей друг
с другом. Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия
со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с
общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском
коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту
сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативные способности ребенка
развиваются при общении с родителями, воспитателями и сверстниками. Общение –
это важный фактор превращения ребенка в успешного человека. Каким ребенок
станет в будущем, когда вырастет, зависит от семьи.
Рекомендации родителям
по коммуникативному развитию
дошкольников
1. Способствовать
созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания
ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2. Стараться быть для
ребенка примером позитивного (конструктивного) общения:
адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё
отношение к чему-либо и к кому-либо, эмоционально откликаться на ситуацию,
показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать
способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями,
мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать и т.д.;
3. Активизировать детей к
знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих
друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4. Развивать у ребенка
организаторские способности (в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5. Уметь организовывать
свободное время и совместный с детьми досуг (семейные и другие
праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов,
фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие
семейные интересы и увлечения (коллекционирование, спорт, творчество);
6. Учить детей занимать
разные позиции в общении (позицию лидера, подчиненного,
заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7. Развивать у детей
мимику, выразительность движений, выразительность речи (через игры «Изобрази
слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок,
стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок,
чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8. Развивать волевые
качества характера у детей (терпение, умение выслушать до конца,
целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9. Способствовать
формированию адекватной самооценки ребенка (не унижать, ругать только за
поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в
поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения,
за старание);
10.Быть ребенку другом (делиться
с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11.Учить ребенка
отстаивать своё мнение и уважать мнение других;
12.Учить детей правилам
этикета (говорить «волшебные» слова, соблюдать правила поведения за
столом, на улице), правилам поведения со взрослыми.
Помните: опыт неудач и поражений
приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.
|