19.01.2023
Быть готовым
к школе - не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым
к школе - значит быть готовым всему этому научиться- считал детский
психолог Л. А. Венгер.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс
знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит не только совокупность
необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе? Готовность к школе подразделяется на физиологический,
психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя
целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в
ребенке. Подготовка к школе - это
многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение,
счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это
рисование красками и карандашами, лепка, аппликация.
А еще будущий первоклассник
должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь
общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их.
Ни для кого не секрет, что
учеба играет огромную роль в жизни человека. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его чадо училось в
лучшей школе, получило лучшее
образование и, когда вырастет, смогло бы устроиться на лучшую работу. Именно
поэтому родители с таким трепетом
подходят к вопросу подготовки ребенка к школе,
но некоторые родители совершают
большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом,
за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными
нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для
иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и
эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Дети, которые ходят в детский
сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много
времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь
обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать
будущий первоклассник.
Что необходимо знать и уметь
ребёнку, поступающему в школу :
1. Своё имя, отчество и
фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные
достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя,
отчество родителей, их профессию.
7. Времена года
(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и
стихи о временах года).
8. Домашних животных и их
детёнышей.
9. Диких животных наших
лесов. Жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный,
водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь
и головные уборы ; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь
рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры:
круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться
в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх,
низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно
пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Различать гласные и
согласные звуки.
17. Разделять слова на слоги
по количеству гласных звуков.
18. Хорошо владеть ножницами
(резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать
по контуру предмет).
19. Владеть карандашом.
Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать,
что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель
начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но мы, все-таки не в
детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно
одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки,
застегивать пуговицы, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за
собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как
уметь читать и писать.
Кроме того, ребенка следует
воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать,
что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать
слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т. д. Нужно здороваться,
уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели. Все эти элементарные правила
ребенок должен знать еще до поступления в школу,
это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом. й
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все
недоработки психологической подготовки ребенка
к обучению в школе. Посмотрите, умеет ли
ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать,
отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
15.03.2023
Психологическая готовность к школе и её
составляющие компоненты.
Школа – это один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Не все
взрослые помнят детский сад, но вот школьную жизнь помнит практически каждый. И
каждый помнит по-разному. Для одного школа была праздником, для другого –
каторгой. Кто-то обзавелся верными друзьями, кто-то постоянно чувствовал себя
изгоем. От чего же зависит «школьная успешность?»
На вопрос «когда же отдавать ребенка в школу?» есть однозначный ответ –
тогда, когда ребенок будет готов к школе. Именно от того, насколько ребенок
готов к школе, зависит его успешность в ней.
Что же такое готовность к школе?
Готовность к школе – это не показатель развитости ребенка, это в первую
очередь, определенный уровень его психофизиологической зрелости.
Да, он может уметь уже читать, писать и даже решать задачи, но не быть
готовым к школе.
Как говорил великий ученый, психолог А.Л. Венгер:
«Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Так вот, готовность к обучению, с точки зрения И. Шванцара, Л.И. Божович,
А.И. Запорожца – понятие комплексное, традиционно разделяемое на 5 блоков:
1. Физиологическая
готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Мотивационная готовность
4. Эмоционально-волевая готовность
5. Социально-коммуникативная готовность.
Эти компоненты нельзя выстроить в иерархию, сказать, какой из них наиболее
важный, так как именно сочетание этих компонентов и определяет саму готовность.
Критерии физиологической готовности детей к
обучению в школе:
- уровень физического развития;
- уровень биологического развития;
- состояние здоровья.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от
физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные
виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах
активности.
На сегодняшний день современными психологами А.Л. Венгер, С.П. Проскура
практически общепризнанно, что психологическая готовность к систематическому обучению в
школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она
формируется постепенно и зависит от условий, в которых развивается организм.
Это комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного
обучения в школе.
В связи с этим ученые Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Л.И. Божович
в структуре психологической
готовности выделяют следующие составляющие:
1. Мотивационная готовность
2. Интеллектуальная готовность
3. Эмоционально-волевая
готовность
4. Социально-коммуникативная
готовность
Назовем эти компоненты так: «Ребенок хочет учиться» (мотивационный
компонент). «Ребенок может учиться» (зрелость эмоционально-волевой сферы,
достаточный интеллектуальный, коммуникативный уровень развития).
Давайте представим психологическую готовность к школе в виде дерева.
Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать, а
его желание учиться, занять новую позицию в обществе, стать взрослее. Это и
есть мотивационная готовность – основа (корень) успешности будущего ученика.
Критерии мотивационной готовности:
- выраженность познавательных интересов;
- стремление освоить роль школьника;
- принятие системы требований, предъявляемых школой и учителем.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,
следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются
друг от друга. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа
привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники,
тетради, новая форма), а возможностью получать новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов. Ему должно быть интересно, узнавать новое.
Но учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий.
Поэтому у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные для него, а
порой даже скучные и утомительные задания. Познавательная потребность
существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше
взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он
становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, как
можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в
развивающие игры.
Важно рассказать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он
становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там
выполнять. На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного
распорядка. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это
напрасная трата времени и сил, и уж тем более не угрожайте: «Вот пойдешь в
школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!»
Чтобы дерево начало расти - ученик был успешен в учебе – ему нуженмощный
ствол, т.е. эмоционально-волевая
готовность.
Критерии эмоционально-волевой готовности:
- умение управлять своим поведением;
- эмоциональная устойчивость;
- произвольная регуляция внимания;
- умение задерживать свои импульсы.
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно
хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и
протекание учебной деятельности.
Волевая готовность говорит об умении ребят внимательно слушать и слышать
говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в учебной форме, вникать в
содержание того, о чем говорит взрослый. Произвольность поведения – это
учение ребенка управлять своим поведением, самостоятельно выполнять требуемое
задание по заданному образцу, умение сознательно подчинять свои действия
правилу, требованиям «надо», а не «хочу».
На развитие произвольности поведения ребенка оказывают влияние все виды
деятельности, но ведущее место принадлежит игре, а особенно подвижным играм с
правилами. Правила в этих играх создают для ребенка известные нормы действия,
определяют, что надо делать и что делать нельзя. Для тренировки волевой
готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной
последовательности фигуры, числа, предметы под диктовку или по заданному
образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать
определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте.
Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной
организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать правила и
выполнять предъявляемые школой требования.
Ветки дерева – интеллектуальная готовность к
школе – основа для успешного овладения учеником школьной программой.
Критерии интеллектуальной готовности:
- хорошая ориентировка в пространстве и времени;
- дифференцированность восприятия как основа мышления;
- развито воображение;
- развито наглядно-образное мышление, речь, память, тонкая моторика рук;
- интеллектуальная активность;
- предпосылки абстрактно-логического мышления
Часто родители под интеллектом понимают определенный уровень знаний и
навыков (навыки счета, письма) который тем или иным способом вложили в ребенка.
Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к
школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора,
запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием,
мыслительными процессами – обобщением, сравнением, классификацией, анализом,
смысловым запоминанием, произвольным вниманием, способностью к длительному
(15-20 минут) сосредоточению.
Очень важен для школы уровень координации движений пальцев, кисти, всей
руки, а также уровень зрительно-моторных координаций. Развитию тонких
двигательных координаций очень способствует рисование, штриховка,
раскрашивание, нанизывание бусинок, лепка, конструирование.
В быту эти навыки хорошо развиваются при застегивании и расстегивании
пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и любых узлов.
Немало важным аспектом также является и развитие речи. Прежде чем учить
ребенка читать, научите его слушать и рассказывать. Многие дети, которые идут в
первый класс не умеют рассуждать, обладают небольшим словарным запасом и с
трудом пересказывают даже маленький рассказ. Кроме того, дефекты речи
затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма
по слуху.
И, наконец, крона дерева – социально-коммуникативная
готовность.
Критерии социально-коммуникативной
готовности:
- желание общаться со взрослыми и детьми;
- умение установить контакт с учителем, со сверстниками;
- умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём;
- умение выполнять совместную работу;
-умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться со сверстниками, учителем. Ребенок
приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом и ему необходимо
обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими
детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с
другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в
общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,
развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного
обучения.
Часто родители жалуются, что дети, разговаривая между собой, перебивают
друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют
разговаривать по телефону.
Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети,
но и взрослые. Необходимо проигрывать различные ситуации, где ребенок научится
вести диалог, разговаривать с взрослыми и сверстниками.
Родителям важно создать условия для общения дошкольников с их сверстниками.
Организация различных развлечений, детских праздников, разнообразных игр должна
стать хорошей традицией каждой семьи. Родители должны не только научить ребенка
слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Обязательно
спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не
стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Всё это – залог того, что
общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчения.
И теперь, глядя на это дерево, и зная какие компоненты необходимо
формировать у вашего ребенка, внимательно присмотритесь к нему: есть ли у него
эти качества? Если да, то будьте уверены, что, несмотря на кривоватые палочки в
прописях и пока далеко не беглое чтение, он прекрасно справится со всеми
школьными трудностями.
В последние месяцы перед школой нужно постараться преодолеть все
недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно
наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться
требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда
ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные
выводы.
Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:
- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, счета, письма;
- физическая ловкость;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную
работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
Школа – это всего лишь ступень, но от того, каким на нее станет ваш
ребенок, зависит то, как он ее перешагнет.
Чтобы ребенок стал успешным в учебе
мы хотим дать несколько советов:
1.
Формируйте положительный образ школы
(«узнаешь там много интересного», «будешь совсем как взрослый», ну и конечно:
«купим красивый портфель, форму…»).
2.
Познакомьте ребенка со школой. В прямом
смысле этого слова, сводите его туда, покажите, как выглядит класс, столовая,
раздевалка.
3.
Приучайте ребенка к школьному режиму
(потренируйтесь летом вставать по будильнику, проследите, чтобы он мог
самостоятельно заправить кровать, одеться, умыться, собрать необходимые вещи.
4.
Играйте с ним в школу, обязательно со
сменой ролей (он – ученик, вы – учитель и наоборот).
5.
Играйте в игры по правилам и учите ребенка
не только выигрывать (это они обычно умеют), но и проигрывать (адекватно относиться
к своей неудаче, ошибкам).
6.
Читайте ребенку сказки, рассказы, можно о
школе. Пусть он их пересказывает, рассуждайте вместе, фантазируйте (желательно
он сам) о том, как это будет у него, поделитесь своим опытом.
7.
Позаботьтесь о его летнем отдыхе и укреплении
здоровья. Физически крепкому ребенку гораздо проще переносить психологические
нагрузки.
Удачи и успехов, дорогие родители!