20.01.2023
Консультация для
родителей
"Подготовка детей
старшего дошкольного возраста к обучению грамоте"
Обучение грамоте — это целенаправленный, систематический процесс
по подготовке к овладению письмом и чтением.
Обучение грамоте детей
дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и
многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей
письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным
школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к
школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не
заканчивается в первом классе.
Важно, чтобы ребёнок:
• не пропускал буквы, не смешивал их при
написании;
• умел использовать свой слух, зрение,
произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных
звуков, звонких и глухих согласных звуков, а не только; старался запомнить
соответствующие буквы;
• под руководством педагога формировал
познавательное отношение к речи, уточняя и расширяя словарный запас.
Существуют несколько основных компонентов,
которые входят в процесс обучения грамоте:
Сформированность звуковой стороны речи, т.е.
ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех
фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических
процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного
языка;
• Готовность к звуко - буквенному анализу и
синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава
слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый
и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: «звук»,
«слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,
глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой
и владеть навыками слогового чтения.
«Как обучать детей звуковому анализу слов»
Обучения детей грамоте в детском саду
осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей
знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным
процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение
слова на составляющие его звуки, установление их количества и
последовательности.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых
нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности
звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от
смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить
количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является
основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове;
- фонетическую характеристику звуков (умение
дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и
мягкие);
- определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные
звуки можно петь голосом, при этом
воздух, выходящий изо рта не встречает преграды (гласные можно пропеть на мотив
любой песенки)
Согласные
звуки — звуки, которые нельзя петь,
т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде
губ, зубов, нёба.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы — соответствуют
звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ,
Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем,что
когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков
голос звенит (положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим
цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
1. «Светофорчики»
Задача: развивать слуховое внимание,
фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает
синий или зелёный светофорчик. Потом слово. Если в начале слова слышится
твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный
(Снег, зима, лыжи и др.).
2. «Покажи
картинку на определённый звук» (слышать звук в начале слова)
3. «Звуковой
поезд» (определять звук в начале и в конце слова)
4. «Сколько
звуков в слове спряталось?»
5.
«Место звука в слове»
Как проводится звуковой анализ слова?
Выложить схему слова КОТ.
— Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три
— Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук
[К])
— Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой,
твёрдый).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]?
(Синим квадратиком).
— Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук
[О])
— Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
— Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]?
(Красным квадратиком).
— Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук
[Т]).
— Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный,
твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]?
(Синим квадратиком).
— Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Буквы являются графическим символом звуков.
Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети,
видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается
«кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний.
Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике
обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым
обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком
чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для
профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из
верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву,
дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте
инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению.
Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!
Желаю всем удачи!