27.02.2023
В развитии речи ребенка ведущую роль
занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры
речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени
уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Поэтому, речь взрослого должна
соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в
отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в
отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической
правильности и связности.
Так же большое значение для развития речи
ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение
окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность
ребёнка в различных видах деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в
процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в
процессе организованной образовательной деятельности.
Важное значение для своевременного
развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное,
бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных
положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно
устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь. В младшем возрасте
общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение
– это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого
к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.
Третий год жизни является главным периодом
в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать
детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать
грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками
и расширять активный словарь.
Развитие речи происходит на специально
организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с
предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни
(режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за
живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с
повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком
беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами активизируя
коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только
констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности
детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и
различия.
Общение ребенка с взрослыми и с другими
детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только
просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других.
Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и
повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем
правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы
для усвоения.
Этот приём имеет важное значение для
упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм.
Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и
подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может
испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь
ему).
Развивающие игры для детей трёх - четырёх
лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры
обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют
наглядно-образное и понятийное мышление.
Для развития речевой активности детей
широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно
расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что
изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания.
В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за
взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Игра помогает пополнить словарный запас
прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр.
Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.
Как играем: нужно назвать как можно больше
прилагательных, описывающих предмет. Какой он?
Машинка — пожарная,
красная, железная, быстрая, большая.
Карандаш — острый,
желтый, деревянный, длинный.
Мишка — пушистый,
мягкий, теплый, смешной.
Стакан — стеклянный,
высокий, широкий, прозрачный, хрупкий, красивый.
Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы
говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок
отгадывает.
Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что
делает? Какой?». Например: машина - металлическая, едет, гудит и т. д. Кто
больше назовет слов, тот и победил.
Не забывайте играть в эту игру в магазине,
описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.
Играем в игру "Вот такие мы –
антонимы".
Игра учит употреблять в речи слова
противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.
Скажу я слово
«высоко»,
А ты ответишь —
(низко).
Скажу я слово
«далеко»,
А ты ответишь —
(близко)
Как играем: расскажите ребенку
стихотворение: Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с
противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима —
лето, круглый — квадратный. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово
с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями.
Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы
ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.
Закрепляем: предложите ребенку вспомнить
слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой;
материал: дерево — камень, стекло – железо; вода – лед и т. д.
Предложите ребенку игру
"Объединяй-ка"
Игра учит употреблять в речи слова —
понятия; формирует наглядно — образное мышление. Необходимый инвентарь:
картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.
Как играем: выложите перед ребенком на
столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы
и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом —
обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?
Так можно играть с различными понятиями:
времена года, части суток, растения.
Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите:
«Фрукты», — ребенок их перечисляет.
Усложняем: выбирайте сложные
слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если
попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)
Так же особое значение имеет чтение
ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о
том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет
ребёнка мыслить.
Играем в игру «Скоро сказка сказывается»
Обучаем рассказыванию: учим связно
рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них.
Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и
медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.
Как играем: покажите шкатулку, скажите,
что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:
Стоит в поле
теремок-теремок.
Он не низок, не высок.
Бежит мимо
мышка-норушка:
«Тук-тук, кто в
теремочке живет?».
- Как называется эта сказка?
- О чем в ней говорится?
- Кто еще пришел в теремок?
- Что случилось в конце? И т. д.
Наводящими вопросами
помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите
серию картинок по сказке.
Аналогично можно рассказывать и другие
произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так
это же замечательно! Получится театр одного актера.
А можно разыграть сказку по ролям, будет
еще лучше. Привлеките для этого всех членов семьи.
Закрепляем: в шкатулке живет много
различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку,
пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события
перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за
его рассказ.
Усложняем: можно придумать другое
окончание сказки.
Игра «Рифмоплет».
Данная игра учит подбирать рифмы к словам,
развивает чувство ритма.
Как играем: предложите поиграть в игру
«Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый
говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».
Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.
Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями.
Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка —
кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово.
Сочините с ребенком короткое стихотворение: На суку сидели две тетери, улетели
— прилетели.
Лето красное пришло,
много ягод принесло. И т. д.
Умелое использование всех перечисленных
приёмов будет способствовать своевременному развитию речевой активности ваших
детей.
Играйте с детьми в игры, которые помогут
вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать
интересные слова, а в итоге сделать речь ребенка богаче и разнообразнее. Эти
игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в
выходные дни, праздники, вечером в рабочие дни, когда взрослые и дети
собираются вместе. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его
возможности и способности. Радуйтесь успехам и маленьким победам!