27.02.2023
Цель: Постараться убедить родителей в том, что движение ребенка – это,
прежде всего, их здоровье.
Как часто мы, взрослые, раздражаемся, когда дети бессмысленно, как нам кажется,
бегают по квартире, носятся по двору, и мы не можем увести их домой. Это
представляется нам шаловливостью, нежеланием подчиняться нашим требованиям. Так
ли это?
Не стоит путать шаловливость ребенка с удовлетворением его
биологической потребности в движениях, а такая потребность имеется.
Присмотритесь к поведению вашего ребенка. Если его движения ограничивать на
протяжении 2-3 часов, то в дальнейшем он постарается «компенсировать» это
повышенной подвижностью.
В течение дня ребенок совершает множество разнообразных движений. Сумма
их называется двигательной активностью. Суточная величина двигательной
активности должна полностью удовлетворять биологическую потребность организма в
движениях. Задача родителей – создать необходимые условия для оптимальной
двигательной активности детей.
Почему это важно? Дело в том, что недостаток движений особенно
отрицательно отражается на растущем организме ребенка, на состоянии его
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на развитии и функциях многих
органов. Малоподвижный образ жизни может даже вызвать болезнь, которую медики
называют гипокинезией. При этом заболевании нарушается обмен веществ,
деятельность опорно-опорно-двигательного аппарата и вегетативной нервной
системы, резко снижается физическая работоспособность.
Вашему ребенку пять лет, через год он идет в школу. Занятия в школе,
учебные нагрузки, необходимость продолжительной время сидеть за партой могут
привести к ограничению его двигательной активности. Закономерно встает вопрос –
как избежать гипокинезии, как организовать физическое воспитание ребенка в
семье?
Утренние – не часы – минуты должны быть отданы гимнастике. Недаром эти
физические упражнения называют зарядкой бодрости на весь день. Упражнения
простые и разнообразные. Примерно каждые две недели комплекс упражнений
рекомендуется менять.
Не забудьте перед началом упражнений открыть форточку. Заниматься
ребенок должен в майке и трусах. Чистый, свежий воздух, движения, а после этого
умывание – и вялости, сонливости, как не бывало.
В выходные дни, во время отпуска, когда ребенок остается с вами,
необходимо найти время для того, чтобы побегать с ним, покататься на коньках
или лыжах, если это зима; летом поиграть в мяч, покататься на велосипеде, пойти
в лес и т.д. Эти часы совместных занятий полезны не только для здоровья
ребенка, но и для вашего. Не упускайте эту возможность!
Если ребенок не посещает детский сад, следует уделить больше внимания
физическому воспитанию. Как можно больше времени ребенок ежедневно должен быть
на воздухе, в движении. Все, что говорилось о ежедневной утренней гимнастике,
подвижных играх, - обязательный элемент режима дня. Ребенок должен иметь
возможность попрыгать и побегать. Такая самопроизвольная активность восполняет
недостаток движения, «насыщает» двигательный голод. Не препятствуйте этому.
Не всегда есть возможность оборудовать домашний «стадион», но обруч,
скакалка, мяч, гимнастическая палка – доступны всем, так же, как санки, коньки,
лыжи. Приобретайте их.
В последние годы некоторые родители стремятся рано привлекать своих детей
к регулярным занятиям такими видами спорта, как фигурное катание,
художественная гимнастика, плаванье. Полезно ли это? Однозначно ответить
нельзя. Регулярные тренировки и связанные с ними физические нагрузки, если они
ребенку дошкольного возраста не по силам, будут вредны. С семи лет только
некоторые дети, прошедшие тщательное медицинское обследование, могут начинать
такие занятия.
Ученые установили, что ребенок 5-7 лет должен делать 13-17 тысяч шагов,
находиться в движении 2,5-3,5 часа. В это количество входит не только ходьба,
но и бег, прыжки, другие виды движений.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то там занятия физической
культурой проводятся по определенной программе, составленной с учетом возраста
детей. Программа включает постепенно увеличивающиеся по объему и сложности
упражнения, подвижные игры и др. эти занятия являются составной частью режима
дня в детском саду. Но их недостаточно.
Вечером, когда вы взяли ребенка из сада, найдите возможность пройти с
ним пешком хотя бы часть дороги. Прогулка – это ваше время общения, а 20-30
минут, затраченные на нее, вернут и вам бодрость после трудового дня, «не
пропадут даром» ни для здоровья, ни для настроения.
Привлекайте детей к посильной для них работе. Ребенок может помочь
накрыть на стол, убрать со стола, вытереть пыль с низкой мебели, полить цветы и
др. пусть сначала у него получается не очень хорошо, постепенно он научится
выполнять все ваши поручения правильно. Это полезно и для воспитания трудовых
навыков, и в то же время является одной из форм двигательной активности.
Подвижные игры, обучение катанию на коньках, лыжах не только
совершенствуют двигательные умения ребенка, развивают у него ловкость,
быстроту, силу и выносливость, но и способствуют воспитанию таких важных черт
характера, как настойчивость в достижении цели, чувство товарищества. В жизни
эти качества будут очень полезны.
Учеными установлена безусловная связь между двигательной активностью и
развитием ребенка, способностью его организма оказывать сопротивление болезням.
Вот почему активные дети болеют реже.
Помните: физические упражнения, подвижные игры на воздухе – мощное средство укрепления здоровья вашего ребенка!