27.02.2023
Задача: познакомить родителей со значением дыхательной
гимнастики, правилам для успешного овладения дыхательными упражнениями,
техникой их выполнения.
Воспитатель:
Дыхание – важнейший
физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание
можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на
некоторое время и т.д. Процесс дыхания,
осуществляемый дыхательными центрами нервной
системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы, вдоха, которые непрерывно и
ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания – выдох. Чтобы
получить новую порцию кислорода, необходимо для нормального функционирования
организма, нужно освободить для него место в воздухоносных путях, что
достигается благодаря выдоху.
Дыхательная система, следуя за
выдохом, - переходная фаза, характеризующаяся завершением выдоха и ожиданием
импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она
обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм
в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от
величины физической нагрузки, состояния нервной системы и др.
Дыхательная система детей не
совершенна. Чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая
оболочка их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, осень нежная, легко
воспаляющаяся, даже под воздействием частиц пыли; при этом и без того узкие
ходы делаются еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в
котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом
воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.
Жизненная емкость легких у ребенка
маленькая, а потребность в кислороде
велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. В комплексе
физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную
гимнастику.
Основная поза дыхательной гимнастики:
встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы - параллельно, руки вдоль туловища или левая
рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку,
приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Последовательность выполнения
дыхательных упражнений:
Встать прямо,
опустить плечи и сделать свободный выдох; медленно поднять плечи, одновременно
делая вдох; медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.
Плечи вперед,
скрещивая перед собой опущенные руки, делать свободный выдох; медленно отвести
плечи назад, сводя лопатки, одновременно выдохнуть.
Медленно
наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе, и, делая выдох,
медленно выпрямиться и прогнуться назад, делая вдох.
И.п. то же.
Сделать вдох, на выдохе повернуться, одна рука за спину, другая вперед;
вернуться в и.п.
Ноги на ширине
плеч, руки опущены; медленно поднимать правую руку, скользя ею вдоль туловища и
поднимая плечо, -- вдох, опускать руку и плечо – выдох; то же, но в другую
сторону.
Очищающее
«ха» - дыхание
Встать прямо, ноги на ширине плеч;
сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх.
Задерживать дыхание, пока это приятно; открыть рот, расслабить гортань, сделать
энергичный вдох через рот, одновременно
опускать руки и наклоняясь вперед(«ха»).
Медленно выпрямиться и отдыхать в течении пяти дыхательных циклов (вдох-выдох).
Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от всего.
Энергетизированное дыхание (задувание свечи)
Встать прямо, ноги на ширине плеч;
сделать свободный вдох и задержать дыхание. Сложить губы трубочкой, сделать три
коротких резких выдоха, словно стараясь задуть свечу: «ФУ-фу-фу». Во время
упражнения корпус держат прямо, отдыхать в течение пяти дыхательных циклов.
Стимулирующее «шипящее» дыхание
Дыхательное движение такое же, как в
гармонично – полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе,
выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая
высокий свистящий звук, как при произнесении звука (c).
В комплексе упражнений обязательно
должны быть элементы надувания резиновых мячей, шаров. Надувание следует
начинать с трех-четырех выдохов,
постепенно увеличивая их количество на два-три выдоха за каждое занятие,
доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо
контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.
Для успешного овладения дыхательной
гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила:
ü дышать нужно носом
ü заниматься нужно в удобной спортивной форме
ü необходимо следить за тем, чтобы воздух входил и
выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох были равны по силе и
длительности и плавно переходили друг в друга
ü нагрузку увеличивать постепенно, за счет увеличения
числа повторений и усложнений.
Комплекс дыхательной гимнастики
Насос
И.п.: стоя. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться
поочередно вправо-влево. При наклоне – выдох с произнесением: «С-с-с», при
выпрямлении – вдох. Повторить 4-5 раз.
Это очень просто:
Накачай насос ты.
Вправо-влево
Руками скользя,
Назад и вперед
Наклоняться нельзя.
Накачай насос ты –
Это очень просто.
Пускаем мыльные пузыри
· При наклоне головы к груди сделать вдох носом,
напрягая мышцы носоглотки.
· Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через
нос, как бы пуская мыльные пузыри.
· Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы
носоглотки.
· Выдох спокойный через нос, с опущенной головой.
Повторить 3 5 раз.
·
Трубач
И.п.: сидя на стуле. Поднести кисти рук, сжатые в
кулак, к губам и, как в трубу, произнести: «Тру – ру - ру». Повторить 3-4 раза.
Мы пришли и сели,
Играем на трубе.
Тру-ру-ру, бу-бу-бу!
Язык
«трубочкой»
Губы сложить «трубочкой», при произнесении звука (о)
язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».
Медленно втягивать воздух через «трубочку» языка,
заполнить им легкие, раздувая живот и грудную клетку.
Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову
так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 с. Повторить 4-8 раз.
Ёж
И.п.:
лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть ноги и руками притянуть их к груди
– выдох с произнесением: «Бр-р-р» (ёжик замерз). Опустить ноги, поднять руки
кверху – вдох (ёжик согрелся). Повторить 5-6 раз.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко
потянулся.
Подуем на плечо
И.п.
: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать
губы трубочкой, подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голова вправо – выдох
трубочкой. Голова прямо – вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь
груди, - сделать спокойные, слегка углубленный выдох. Голова прямо – вдох.
Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой. Повторить
2-3 раза.
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем и на грудь мы
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака
И остановимся пока.
Потом повторим все опять –
Раз, два, три, четыре, пять.
Куры
И.п.:
стоя. Наклониться пониже, свесив руки и опустив голову. Произносить: «Тах-тах»,
одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох. Выпрямиться, подняв руки к
плечам, - вдох. Повторить 3-5 раз.
Бормочут куры по ночам,
Бьют крыльями: тах – тах.
Поднимем крылья мы к плечам,
Потом опустим так.
Дыхательные
упражнения «Забавный ветерок».
Основой дыхательных упражнений «Забавный ветерок» является
развитие у детей объёма речевого дыхания,
нормализации его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха при
звучащей речи, правильном усвоении звуков и способности изменять силу их
звучания. В дошкольном возрасте важное условие правильной речи – плавный,
длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
Поскольку дыхание,
голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы,
тренировка речевого дыхания,
улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно, с
использованием дыхательных игр.
В каждой игре «Забавный ветерок» внимание
детей направляется на спокойный, не напряжённый выдох, чтобы при вдохе поза
ребёнка была свободной, плечи опущены. Игры выполняются по 3 – 5 раз с паузами.
Контролировать правильность речевого вдоха необходимо своей ладонью, которую
кладут на область диафрагмы.
Для тренировки речевого дыхания рекомендуем дыхательные упражнения «Забавный ветерок»:
1. «Листопад» - на
выдохе сдувать листики, вырезанные из бумаги или натуральные, держа ладонь с
предметами на уровне рта, добиваясь «листопада».
2. «Задуй горящую свечу» -
губы округлены, вытянуты. На выдохе задувать горящую свечу, чтобы она потухла.
3. «Останови лошадку» -
на выдохе дуть на расслабленные губы, происходит вибрация губ + голос «Тпруу».
4. «Фокус» -
выдвинуть вперёд нижнюю челюсть, положить на кончик носа перышко или кусочек ваты.
На выдохе с кончика носа сдувать предметы, добиваясь их взлёта.
5. «Одуванчик» -
на выдохе сдувать цветочки из бумаги, держа ладонь с предметом на уровне рта.
6. «Буря в стакане воды» -
дуть на выдохе через трубочку для коктейля на воду, добиваясь бурления воды.
7.«Снегопад» - на
выдохе сдувать снежинки, держа ладонь с предметами на уровне рта, добиваясь
взлёта снежинки – «снегопад».
8. Сдувание кусочков ватки с ладоней на выдохе.
9. «Хорошо» - на
вдох понюхать платочек, на выдох произнести одно слово «хорошо» - спокойно, медленно по слогам: хо – ро – шо. Потом на выдох произносить фразу
в два – три слова: «Очень хорошо», «Очень хорошо пахнет».
10 .«Кто сильнее?» -
надувание воздушных шаров.
11. «Подуй» - на
выдох дуть на пригоршни рук, имитируя дутьё на горячий чай, на озябшие руки,
при этом произнося шепотом на выдохе «ф – ф – ф».
12. «Кораблики» -дуть
на выдохе на бумажные кораблики, которые плавают в тазу с водой.
13. «Чей пузырь больше?»-надувание
мыльных пузырей
14. «Понюхать ветку» -
держать ветку в руке, на вдох подняться на носочки к веточке, опускаясь, -
выдохнуть воздух.
15. «Трубочка» -
вдохнуть через нос. А затем на выдохе сделать три коротких выдоха через рот,
сложив губы «трубочкой.
16. «Бабочка» - на
выдохе дуть бумажную бабочку на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».