23.03.2023
Вопросы ознакомления детей раннего
возраста с художественной литературой интересуют многих
взрослых. Ответы на них связаны, прежде всего, с раскрытием своеобразия раннего периода
детства, и в частности особенностей восприятия ребёнком художественного слова,
принципов подбора литературы для самых маленьких, определения её
психологической направленности и педагогической ценности.
Взрослым необходимо знать, когда
ребёнок начинает понимать содержание первых песенок, сказок, потешек, стихов.
Это необходимо потому, что возникновение такой способности говорит о значительных
успехах не только в развитии понимания речи взрослых, но и о том, что она
начинает восприниматься ребёнком в форме художественных произведений. Это значит, что художественная
литература становится средством познания окружающего и
закрепления первоначального жизненного опыта.
Однако эта способность возникает у ребёнка не сразу.
Следует отметить, что художественное произведение
рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. И в этом его
ценность. Литература воздействует
на воображение, вызывает отклик, пробуждает чувство сопричастности к тому, что
описывается в произведении. При этом описываемой ситуации как таковой перед
глазами читателя не имеется. Она создаётся в воображении через художественное слово.
Таким образом, прежний опыт, накопление впечатлений опосредуются словом.
Если иметь в виду ребёнка 2 лет, то
следует отметить, что у него ещё не сформировалось такое восприятие. Это
связано с психологическими особенностями маленьких детей :
у ребёнка раннего
возраста не развито воображение, а главное, ещё не
приобретён достаточный опыт, который может быть отражён в художественном слове
и воспринят через него. И всё же малыш знакомится с художественными произведениями
значительно раньше того момента, когда сумеет удерживать в руках книгу, перелистывать
её страницы, рассматривать картинки. В значительной степени этому способствует
детский фольклор -
произведения народного поэтического творчества для маленьких, читаемые или
пропеваемые взрослыми уже в первые месяцы жизни ребёнка.
Ласковый разговор взрослого,
произносимые им короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок улавливает
повторяющиеся звуки, а также сочетание их с нежными прикосновениями или лёгким
покачиванием в такт ритму вызывают у ребёнка усиленную слуховую ориентировочную
реакцию на художественное
произведение. В первую очередь ребёнок улавливает общий смысл,
эмоциональный фон. Интонация голоса взрослого в одних случаях успокаивает его;
в других – бодрит. Например, усыпляющее воздействие оказывают колыбельные
песни, а потешки, в которых имеются игровые приёмы («Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Поехали-поехали» и
т. п., активизируют ребёнка, будят потребность вступить в эмоциональный контакт
со взрослым.
Коротенькие художественные
произведения, так называемые, малые фольклорные формы,
ребёнок начинает понимать очень рано. Это доступно малышу потому, что в них
встречаются знакомые по смыслу звукосочетания и слова, соотносящиеся с
определённой знакомой ребёнку ситуацией, например:
Баю-баю-баиньки…
В огороде заинька!
Баю-баю-баюшки…
Не ложись на краюшке.
Передаваемые из уст в уста, от
поколения к поколению, произведения народного поэтического творчества позволяют
создать в общении с ребёнком особо тёплые, ласковые отношения. В них
воплощается эмоциональная форма общения с маленьким ребёнком, оказывающая
особое воздействие на его умственное развитие в ранние годы жизни.
Устное поэтическое творчество
способствует развитию не только речевых навыков, но и позволяет с самого раннего детства
побуждать к познавательной активности, направленной на постепенное освоение
смыслового содержания литературы для самых маленьких.
«Открыть себя» ребёнку помогут песенки,
потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребёнку по
имени, например:
Вот проснулся петушок, Встала курочка,
Подымайся, мой дружок, Встань мой Юрочка.
Многие народные произведения
позволяют вставить любое имя ребёнка, не изменяясь по смыслу, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий? (Имя ребёнка) - хороший!
(Имя ребёнка) - пригожий!
В этот, же период следует обращаться
к ребё нку со словами: «доченька», «сыночек». Можно использовать народные произведения,
где слышатся эти обращения, например:
Малиночка, сладенькая,
Спи, доченька, маленькая.
Овладевая движениями рук,
локомоциями, в частности ходьбой, ребёнок познаёт не только предметы и действия
с ними, но и функции человеческих органов («глазки смотрят», «ножки ходят», «ушки слушают», «ручки играют», «ротик кушает» и
т. п.).
Овладение бытовыми процессами также
закрепляет и уточняет знания ребёнка о человеке и его действиях (умывание, одевание и др.). Так, например, умывая
ребёнка, можно прочитать:
Водичка, водичка Умой (имя ребёнка) личико, Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Чтение прибаутки: «Большие ноги - шли по дороге,
маленькие ножки - бежали по дорожке» - можно соединить не
только с реальной ситуацией хождения взрослого вместе с ребёнком, но и
разыграть её в ролях, взяв две разные по величине куклы.
Полезно прочитать ребёнку
стихотворение «Топ–топ» :
Уходи с дороги, кот!
Наша (имя
ребёнка) идёт. Топ – топ, топ – топ,
Топ – топ – топ!
Наша (имя
ребёнка) идёт!
Это стихотворение следует прочитать,
используя игрушки – куклу и котика, показать, как кукла столкнулась и упала, а
затем кот стал «уходить с дороги» и кукла
смогла пройти и не упасть. После такого инсценирования ребёнку будет понятно
аналогичное по смыслу фольклорное произведение, в котором присутствует
предлог «через» :
Киска, киска,
Киска, брысь!
На дорожку не садись!
Наша (имя
ребёнка) пойдёт,
Через киску упадёт.
Взрослым необходимо помнить, что
простейшие причинно-следственные отношения маленький ребёнок впервые познаёт
чувственно, т. е. практически осваивая их повторение их в конкретной ситуации.
И первое время они носят ситуативный характер, т. е. связываются только с
пережитой ситуацией. Повторение их в разных вариантах и ситуациях постепенно
будет способствовать обобщённым представлениям о действиях человека среди
окружающих его предметов и т. п. Он понимает стихотворения, в которых говорится
о маме, бабушке, дяде, тёте, дедушке. Это возможно потому, что малыш начал
сознательно называть окружающих по их социальному статусу («мама», «папа», «баба», «деда», «тётя», «дядя»). Этому
запоминанию помогут народные произведения, умело используемые родителями.
Например, можно инсценировать потешку:
Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке.
В игре могут участвовать бабушка и
дедушка ребёнка. Но вначале малышу следует показать игрушечную лошадку и
куколку, которая «верхом» едет то «к бабе», то «к деду». Затем необходимо спросить: «Где баба? Где деда? (имя
ребёнка? Где лошадка? Где красная шапка?» Во второй части мама надевает малышу
шапочку (косыночку, колпачок, широкую ленточку и т. п.) и
подводит ребёнка к зеркалу. Затем начинается драматизация:
мама даёт в руки ребё нку лошадку и поясняет: «Поедем к бабе, к деду». Берёт ребёнка на руки, читает
первую строчку потешки, приближаясь вначале к бабушке, а затем к дедушке. Они
должны поддержать эмоционально эту сценку, поздороваться с ребёнком, назвать по
имени, погладить его по головке, а затем поучить делать ручкой «до свидания». В конце драматизации мама подходит с
ребёнком к зеркалу и читает всё произведение сначала, акцентируя внимание на
словах «на лошадке, в красной шапке». После проведения такой
драматизации, которая принимает форму игры - забавы, ребёнка уже потянет смысл
стихотворения, аналогичного по содержанию:
…Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня.
Я поехал к маме.
Его можно прочитать без инсценировки и показать картинку, изображающую
мальчика, сидящего верхом на лошадке.
После 2 лет малыш воспринимает
произведения, в которых говорится о нём или о его близких, уже без наглядного
показа, например:
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели…
В первых санках – бабушка,
Во других санках – дедушка,
В третьих санках – тётушка.
Потешки («Ладушки», «Сорока – сорока», «Пальчик – мальчик» и
др.) дети начинают понимать в прямом своём смысловом содержании. Им понятны слова: «Кашу варила, деток кормила» или
«Ладушки, ладушки! Пекла бабушка оладушки… Хороши оладушки у нашей бабушки».
Ребёнок в 2 года усваивает
функциональное назначение предметов, т. е. узнаёт, что ложкой едят, из чашки
пьют; сапожки надевают на ножки, а шапку на голову. Это необходимо для того,
чтобы в первом случае утолить голод, во втором – исключить неприятное ощущение
холода, возможность простудиться и заболеть. Дети начинают понимать
эмоциональные состояния человека («засмеялся», «заплакал», «обрадовался», его
физические состояния («боль», «жажда», «усталость», «голод») и желания («Хочу ест», «Хочу спать» и т. п.).
Художественные произведения помогают возникновению первых ориентировок. В этот
период для ребёнка подбираются произведения, в которых говорится о человеке и
его действиях или описываются животные, действующие как человек, например:
Собака на кухне
Пироги печёт.
Кот в углу
Сухари толчёт.
Кошка в окошке
Платье шьёт.
Курочка в сапожках
Избушку метёт.
В восприятии этого произведения
ребёнку помогут иллюстрации, так как с их помощью малыш зрительно представит
место и характер действий персонажей. Например, в произведениях художественной
литературы персонажи не только выполняют бытовые действия,
работают, но и играют на музыкальных инструментах, поют, пляшут:
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки.
Ложки деревянные,
Матрёшечки румяные…
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрёшки.
Для малыша 2 лет можно инсценировать
фрагменты из произведения С. Я. Маршака «Усатый – полосатый» : «Стала девочка котёнка спать укладывать», «Захотела девочка котёнка выкупать», «Стала девочка котёнка кормить». В этих отрывках
ребёнку понятна цепь описываемых событий, например: Под спинку –
перинку,
На перинку – простынку,
Под ушки – подушки.
Ребёнок знакомится не только со
стихотворным текстом, несущим определённое смысловое содержание. Инсценирование
его учит игровым действиям, отображающим последовательную цепь действий,
выполняемых самим ребёнком ежедневно. Это стихотворение «вписывается» в сюжетно – отобразительную игру
ребёнка, характерную для раннего периода детства, когда малыш ещё не берёт на себя
роли, а лишь отображает знакомую ситуацию с игрушками.
Особо следует остановиться на
произведениях в которых описываются животные, которые в произведениях действуют
на равных, как люди: кисонька Мурысонька едет на меленку, котик идёт
на торжок; курочка метёт избушку или идёт за водичкой; сорока варит кашу и т.
п. Постепенно дети начинают осваивать характерные, наиболее
доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в
пространстве, потребность в пище, сне и т. д.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке…
Детки – по люлечкам
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
Полезны детям произведения, в которых
имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их
повадки. Звукоподражания (ав–ав, му–му, га–га и др.) способствуют
речевой активности ребёнка, поэтому после прочтения стихотворения о собачке,
кошечке, зайчике, коровке, лошадке следует предложить подражать их голосам. Важно, чтобы дети в нескольких строках уловил особенности и повадки
животного:
Я козочка Ме – ке – ке,
И гуляю на лужке.
Острые рожки,
Топкие ножки.
Знакомя с собачкой, взрослый
подчёркивает её незлобивость, расположенность к ребё нку:
К нам пришла собачка,
Умная собачка,
С детками играет,
Очень громко лает.
Звукоподражания помогают детям
познакомиться с птицами:
Наши уточки с утра -
Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!
Наши гуси у пруда -
Га – га – га! Га – га – га! И т. д.
В стихотворении малыш улавливает отношение
человека к животному, его доброту, ласку. Он ещё не понимает, что значит
заботиться о животном, но эмоционально чувствует общий
колорит гуманного отношения человека ко всему живому:
Уж как я свою коровушку люблю,
Свежей травкой я Бурёнушку кормлю,
Ты иди моя коровушка домой,
Напою тебя водою ключевой.
Художественные произведения помогут также и в ознакомлении с природой. Уже в раннем возрасте следует
наблюдения связать с короткими текстами, например конкретные впечатления
ребёнка от солнечного денёчка, снегопада, начавшегося дождя, налетевшего ветра:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
К концу второго года жизни необходимо
научить ребёнка слушать и эмоционально откликаться на сказки («Репка», «Курочка ряба»,
следует развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов,
стихотворений, потешек, которые сопровождаются показом соответствующих
картинок, игрушек и действий.
Учёные постановили, что в раннем возрасте смысл
во многом понимается ребёнком по выражению лица взрослого. Именно это помогает
малышу усвоить и соответствующим образом реагировать на слова «можно» и «нельзя», а вместе с
ним понимание оценки – «хорошо» или «плохо».
Для детей необходима
простота изложения художественного текста, в котором присутствует описание
простых действий, получающих оценку в голосе взрослого, порицающего или
одобряющего читаемое. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к
описываемым событиям, ситуациям.
Для детей раннего
возраста следует читать произведения наизусть, как бы
разговаривая с детьми. При этом взрослый должен смотреть ребёнку в глаза, давая
малышу возможность видеть выражение своего лица. Принцип познавательной
выразительности может быть осуществлён только через эмоциональность взрослого.
Она является одним из важнейших приёмов, помогающих донести смысл читаемого до
сознания ребёнка. Этому будут способствовать так же иллюстрации и игрушки.
Следует помнить, что книга в какой – то мере выступает для ребёнка ещё
как «игрушка».
Знакомя малыша с детской литературой,
необходимо помнить, что взрослый приобщает ребёнка к художественному наследию
своей национальной культуры.
Список литературы
1. Микляева Н. В. Читаем и обыгрываем сказки /Ребенок в детском саду. -
№2-2011.
2. Карпинская Н. С. Художественное слово
в воспитании детей. – М. : Педагогика, 2002.