26.10.2023
В настоящее время в связи с тем, что
современный мир идет большими шагами в направлении глобализации,
компьютеризации, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель –
сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого,
с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической
оснащенности. Необходимость формирования личности, обладающей способностью
нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющей самостоятельно создавать
новые технические формы - цель дошкольного образования по формированию
инженерного мышления у ребенка.
Что же такое инженерное мышление?
Инженерное мышление – активная форма творческого мышления. Формула
инженерно-творческого мышления такова: знания, умения, опыт в деятельности плюс
способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность,
творческий подход, умение анализировать, прогнозировать. И этот вид мышления
необходимо целенаправленно развивать, создавая необходимые условия, т.к. оно не
возникает само по себе. А способствует этому качество всего образовательного
процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного.
Ведь, как мы знаем, дошкольное
образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается
фундамент будущей личности. Развивая инженерно-творческое мышление у ребенка,
тем самым мы наделяем его рядом основных качеств, необходимых будущему
успешному инженеру: способность комбинировать, рассуждать, устанавливать
логические связи; развиваем внимание и сосредоточенность; способность к
самостоятельным видам работы.
Опираясь на эти основные принципы
инженерного мышления дошкольников, мы используем следующие приемы организации
деятельности детей: - техническое конструирование - проектно-исследовательская
деятельность детей -экспериментальная деятельность детей, способствующая
решению проблемных ситуаций нестандартными способами.
В итоге дети должны научиться добывать
информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий план
умственных действий, делать умозаключения. Родители отметили актуальность т
Подготовка детей к изучению технических
наук — это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует
воспитанию активных, увлечённых своим делом людей, обладающих
инженерно-конструкторским мышлением.
Ключевые установки при реализации работы
по инженерно-техническому творчеству:
− Поддержка разнообразия детства
− Создание условий социальной ситуации
− Содействие взрослого и ребенка
− Развитие способностей каждого ребенка
Цель сопровождения профессионального
самоопределения на этапе дошкольного образования –формирование первичного
представления о мире профессий, интереса к профессионально-трудовой
деятельности, позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Влияние инженерно-творческой работы на
развитие ребёнка и образовательный процесс:
− Развитие самостоятельности и
инициативности. − Развитие творческой деятельности.
− Создание эмоционального единения
взрослого и ребенка.
− Стимулирование коммуникативной
деятельности родителей через совместную проектную деятельность
Влияние конструкторов на развитие
ребёнка и образовательный процесс: − Формирование способности к волевым
усилиям, направленных на достижение результата.
− Развитие основ трудолюбия.
− Развитие способности к планированию.
− Развитие воображения, образного
мышления.
− Развитие способности
систематизировать.
− Развитие творческой активности.
− Развитие моторики рук
Влияние робототехники на развитие ребёнка и
образовательный процесс:
− Приобретение современных
политехнических представлений и умений.
− Формирование предпосылок технических и
технологических компетенций.
− Развитие познавательных процессов
(восприятие, воображение, мышление, память, речь и др.).
− Формирование личных качеств
(самостоятельность, инициативность, трудолюбие, ответственность,
коммуникабельность, толерантность, стремление к успеху, потребность в
самореализации).
− Формирование навыков коммуникации
межличностного общения.
− Формирование «командного духа», умение
работать в команде
Кроме того, участие детей, родителей и
педагогов в соревнованиях по робототехнике имеют огромное влияние на развитие
всех вышеперечисленных качеств всех участников соревновательного процесса: это
и приобретение и закрепление современных политехнических умений, и формирование
технологических компетенций, личных качеств, навыков коммуникации, и конечно же
«командного духа».
Благодаря участию в таких соревнованиях
и мероприятиях родители и дети более глубоко занимаются темой технического
творчества, родители поддерживают данное направление вне детского сада, а также
налаживается тесный положительный контакт педагогов детского сада с
родительским сообществом группы в целом.