21.01.2020
1.
Блокада Ленинграда была спланированной акцией
немецкого командования.
Судьба города была решена до начала войны. Еще в начале мая 1941 г. в
Берлине состоялось заседание возглавляемого Г. Герингом экономического штаба
«Ольденбург», на котором обсуждались задачи экономического освоения
оккупированных советских территорий.
Руководство Германии интересовали лишь черноземные районы СССР, которые
должны были обеспечивать продовольствием нацистскую армию и Германию. Участь
населения нечерноземных земель была для нацистов очевидна.
Из
материалов Нюрнбергского процесса: «Выделение черноземных областей
должно обеспечить для нас при любых обстоятельствах наличие
более или менее значительных излишков в этих областях. Как следствие –
прекращение снабжение всей лесной зоны, включая крупные индустриальные центры –
Москву и Петербург… Несколько десятков миллионов человек на этой территории
станут лишними и умрут…» (Нюрнбергский процесс: Сборник материалов. Т. 4. С.
279 – 282.).
Такие взгляды полностью
соответствовали политике нацисткой Германии в
отношении СССР.
Рейхсфюрер СС Гиммлер 12 июня 1941 г., выступая перед высшими чинам СС,
заявил: «целью похода на Россию является сокращение числа славян на 30
миллионов человек» (Нюрнбергский процесс. Т. 5. С. 267 – 270).
Уже 8 июля 1941 г., на семнадцатый день
войны в дневнике начальника германского Генштаба генерала Франца Гальдера
появилась очень характерная запись: «...Непоколебимо решение фюрера сровнять
Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих
городов, которое в противном случае мы потом вынуждены будем кормить в течение
зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не
следует использовать танки. Это будет «народное бедствие, которое лишит центров
не только большевизм, но и московитов (русских) вообще» (См.: Verbrechen der
Wehrmacht. Dimensionen des Vernichtungskrieges 1941-1944. Ausstellungskatalog.
Hamburg, 2002. S. 309).
Планы Гитлера вскоре получили свое воплощение в официальных директивах
германского командования. 28 августа 1941 г. генерал Гальдер подписал приказ
верховного командования сухопутных сил вермахта группе армий «Север» о блокаде
Ленинграда: «...на основании директив верховного главнокомандования приказываю:
1.
Блокировать город Ленинград кольцом, как можно ближе к самому городу, чтобы
сэкономить наши силы. Требований о капитуляции не выдвигать.
2.
Для того, чтобы город, как последний центр красного сопротивления на Балтике,
был как можно быстрее уничтожен без больших жертв с нашей стороны, запрещается
штурмовать город силами пехоты. После поражения ПВО и истребительной авиации
противника, его оборонительные и жизненные способности следует сломить путем
разрушения водопроводных станций, складов, источников электроснабжения и
силовых установок. Военные сооружения и способность противника к обороне нужно
подавить пожарами и артиллерийским огнем. Каждую попытку населения выйти наружу
через войска окружения следует предотвращать, при необходимости - с применением
оружия...» (См.: Там же).
Как мы видим,
согласно директивам германского командования, блокада была направлена именно
против гражданского населения Ленинграда. Ни город, ни его жители нацистам были
не нужны. Поэтому выстоять блокаду означало хоть какую-то надежду на жизнь.
2.
Ленинград не был умирающим городом, он
работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в
тяжелейших условиях.
В блокадном городе выпускалось более 150
наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и
средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись
не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты. Статистические данные об участии блокадного Ленинграда в выпуске военной
продукции см. интернет-проектом «ЛЕНИНГРАД В ОСАДЕ. АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ».
http://blockade.spbarchives.ru/associate.html.
3.
Руководство советской страны, сами
ленинградцы делали все возможное и невозможное, чтобы решить вопросы
жизнеобеспечения города и помощи населению.
Уже 12 ноября на тонкий ладожский лед вышли первые разведчики из числа
гидрографов Балтийского флота, которые под руководством Михаила Казанского
начали исследование скорости и характера намерзания ледяного покрова у южного
берега озера, там, где расстояние между ленинградским берегом и Большой землей
было наименьшим. А уже на следующий день, 13 ноября, начальник службы тыла
Ленинградского фронта генерал-майор Феофан Логунов подписал приказ «Об
организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк
Кареджи». Эта трасса вошла в историю блокадного Ленинграда как «Дорога жизни».
По
«Дороге жизни» через Ладожское озеро осуществлялась связь с Большой Землей: эвакуация населения и
промышленного оборудования, доставка в Ленинград продовольствия, топлива,
боеприпасов, вооружения и людских пополнений для войск.
4. Блокада
Ленинграда – это не локальная история одного города. Она звучным эхом
отозвалась в сердцах всего советского народа. Помощь других городов, трудовых коллективов,
воинских формирований заключалась и в сборе средств, и в формировании посылок с
необходимыми вещами, и в приюте эвакуированных ленинградских детей. Для
государственного централизованного снабжения Ленинграда и помощи городу, были
выделены определенные области, края и республики. Блокада Ленинграда, страдания его жителей - стали болью
всего советского народа.
См. интернет-проект «ЛЕНИНГРАД В ОСАДЕ.
АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.01.2020
Дата обновления: 20.01.2020
Дата публикации: 21.01.2020