20.11.2022
В общих положениях ФГОС ДО
Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные
на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация
(обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на
основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В требованиях к условиям
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для
создания социальной ситуации развития детей.
· Создание
условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных
решений детьми;
· Выражения
своих чувств и мыслей.
· Поддержку
детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской,
познавательной и т.д.).
Индивидуализация – процесс создания и осознания
индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта
собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные
цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей
деятельности.
Неправильно отождествлять
индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в
развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития.
Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.
Рассмотрим различия индивидуализации образования и
индивидуального подхода в образовании.
Индивидуальный подход |
Индивидуализация
образования |
|
Цель: |
Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом
индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции
недостатков в развитии |
Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных
возможностей развития личности |
прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми;
требование и оценка результата |
признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение
целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах
личности |
|
Тактика: |
диктат и опека |
сотрудничество и партнерские отношения |
«Хороший ребенок» |
следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу)
выполнения действия |
инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели,
желания, творческий |
Убеждение: |
ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых
наиболее ценный способ развития |
ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим
миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение
ребенком собственного опыта |
Вывод: |
Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы;
от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания
(проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы),
подготовить для занятия разноуровневые задания |
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от
педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к
импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень
профессионализм |