Индивидуализация образовательного процесса

20.11.2022

В общих положениях ФГОС ДО

Пункт 1.4. - раскрыты основные принципы, направленные на развитие индивидуализации дошкольного образования. Это и амплификация (обогащение) детского развития, и построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Пункт 3.2.5. - раскрыты условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей.

· Создание условий для свободного выбора детьми деятельности; принятия самостоятельных решений детьми;

· Выражения своих чувств и мыслей.

· Поддержку детской инициативы и самостоятельности (игровой, проектной, исследовательской, познавательной и т.д.).

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Неправильно отождествлять индивидуализацию с индивидуальным подходом.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Попробуем сравнить индивидуализацию и индивидуальный подход.

Рассмотрим различия индивидуализации образования и индивидуального подхода в образовании.

Индивидуальный подход

Индивидуализация образования

Цель:

Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии

Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Способы общения:Хочу такой сайтХочу такой сайт

прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата

признание права выбора, поддержка инициативы; совместное обсуждение целей и плана деятельности, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности

Тактика:

диктат и опека

сотрудничество и партнерские отношения

«Хороший ребенок»

следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий

Убеждение:

ребенок учится лучше и научится большему

под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития

ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта

Вывод:

Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание норм (стандарт, требование программы), подготовить для занятия разноуровневые задания

Индивидуализация распространяется на каждого ребенка: от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего, высокий уровень профессионализм

 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по индивидуализации.doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».