01.09.2022
07.12.2022
Педчас
«Конфликты в ДОУ и пути их разрешения»
Если в вашей жизни нет конфликтов –
проверьте, есть ли у вас пульс…
Каждый человек имеет свой жизненный опыт. Поскольку мы воспринимаем мир
неодинаково, возможны и неверное восприятие, и недоразумения, и различия в
ценностях и потребностях. Эти различия влияют на то, как мы реагируем,
чувствуем, думаем, действуем. Чтобы быть успешными, необходимо расширить своё
видение и восприятие мира.
Конфликт (от лат. conflictus –
столкновение) – это столкновение противоположных интересов, взглядов,
стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Самое неприятное в конфликте - страх, злоба, обида, взаимные упреки,
оскорбления и даже рукоприкладство.
Как вы думаете, каковы же причины конфликтов?
Причины конфликта:
1. Неумение владеть своими эмоциями.
2. Люди не подходят друг другу по
поведению, характеру, взглядам.
3. Вмешивается в конфликт кто-то третий.
4. «Ошибка настроения».
«Заглаживание»
конфликта, уход от его решения может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемы физического плана, связанные со
здоровьем;
- проблемы психологического плана (уход в себя, в
свою душевную боль, потеря друзей, дружбы, авторитета, уважение к себе и
другим людям, изменение характера человека, психическое расстройство,
суицид и т.п.);
- проблемы социального плана (потеря семьи, развод,
потеря работы, потеря себя).
Неадекватное поведение в конфликте приводит к поспешным, необдуманным
действиям, ухудшает отношения между людьми, приводит к нарушению границ
толерантности.
Но ведь конфликты могут возникать не только между взрослыми. В детском
саду, к сожалению, часто возникают споры между педагогом и ребёнком.
В детском возрасте с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся постоянно,
порой бывает очень трудно в них разобраться.
Причины возникновения конфликтов различные. И длительность конфликтной
ситуации также бывает разная. Иногда конфликт может тянуться несколько дней, а
иногда завершиться за несколько минут.
В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют
согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам,
умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Поэтому, мы
должны научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые
входит умение выразить своё желание, выслушать желание другого, договориться.
- При возникновении конфликтной ситуации
воспитатель должен высказывать детям, свое отношение к случившемуся, фраза
«разбирайтесь сами, вы – уже взрослые» совсем не подходит. Если ребенок
просит помощи, мы обязаны ему ее дать.
- Нужно учить детей объяснять друг другу, что они
хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (уже в раннем
возрасте возможно совместное принятие решения).
- При наблюдении за детьми в конфликтной ситуации
вы часто видите, что дети по-разному разрешают возникшие проблемы. Одни
дети пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей.
Дети, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и
разногласия более мирными ненасильственными способами.
- Разрешение конфликта во многом зависит от умения
педагога вовремя заметить момент перерастания разногласия, дискомфорта в
конфликтную ситуацию.
- В разрешении детских конфликтов каждый педагог
должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом
достижения понимания.
- Становясь посредником в разрешении детских
конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
- Присутствие других детей при конфликте превращает
их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный
смысл. И здесь педагогу важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять
друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из
положения.
Деструктивный метод «Уйду, и не буду с ним играть,
общаться», «Сам буду играть», либо привлечение внешних средств для разрешения
конфликта «Позову воспитателя и она всё равно решить проблему», либо
агрессивное её разрешение «Всех побью и сделаю так, как я этого хочу»).
Конструктивный выход из конфликта предполагает
продвижение в ситуации и её разрешения «Предложу другую игру»,
«Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»).
Каких же принципов
придерживаться воспитателям?
1. Конфликты в детском
коллективе легче предупредить, чем разрешать.
2. Очень важен личный
пример воспитателя, когда его оценки касаются только поступков детей.
3. Развитие самоконтроля
– это когда дети знакомы с определенными стандартами, правилами, регуляторами,
которые помогают в конфликтной ситуации.
4. Развитие навыков
общения детей со сверстниками.
5. Воспитатель
предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста игры и активно в них
участвует.
6. Для доверительных
бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Уголок
доверия», «Уголок для друзей», «Островок доверия», «Секретная комната», «Стол
переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья».
Ролевая игра «Разыграем конфликт»
Участники делятся на две подгруппы, одна подгруппа
в конфликте играет роль родителей, а другая – воспитателей. Раздаются
тексты конфликтных ситуаций.
1 ситуация:
- Воспитатель: Ваш малыш постоянно мочится в
штанишки. А в сончас и вовсе с головы до ног промок!
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому
себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Только спросила, хочет ли он в туалет
- говорит, нет, отвернешься – штанишки мокрые и глаза полные слез. Вам,
наверное, нужно к врачу. Я не могу все время за ним бегать!
- Родитель: Я думала присмотр и уход за ребенком
пока он в саду, ваша задача. Вы за это деньги получаете!
- Воспитатель: У меня в группе 20 детей … Я не могу
заниматься только Вашим ребенком!
Вариант разрешения 1 ситуации:
- Воспитатель: Замечательный малыш, очень любит
слушать стишки-потешки, начал играть с детьми, но часто мочится в штанишки.
- Родитель: Вы знаете, дома ведь он по-другому
себя ведет…просится в горшок.
- Воспитатель: Не волнуйтесь, адаптация – это стресс
для каждого ребенка. Старайтесь придерживаться рекомендаций специалистов, и
принесите сменное белье.
- Родитель: Спасибо Вам, думаю мы скоро привыкнем
к саду. (сотрудничество).
2 ситуация:
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек».
Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим
деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Вас
что именно не устраивает?
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает
наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: Ко мне какие могут быть претензии? Вас
здесь никто не держит, идите в «Мотылек»!
Вариант разрешения 2 ситуации:
- Родитель: Моя знакомая водит ребенка в д/с «Мотылек».
Очень хорошие воспитатели: читают детям сказки, стихи, учат песни.
- Воспитатель: (смеется) Мы нашим
деткам также читаем сказки, стихи, учим песни и разносторонне развиваем. Можете
в любой день прийти и послушать.
- Родитель: Я спрашивала у дочери, она не знает
наизусть ни стихов, ни песен. Хотя они с девочкой знакомых одного возраста.
- Воспитатель: У нас в группе очень много талантливых
и творчески активных ребят, и Алиса не исключение. В группе
со всеми детками поет и читает стихи. Чтобы полностью раскрыть ее
таланты, думаю, нужно чаще заниматься с ней: вам – дома, а нам - в
саду. (сотрудничество)
В заключении хочется сказать следующее – в школах верховой езды не хвалят
наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете,
почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так
же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого
положения, но мудрый в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения
до конфликта.
Я желаю вам, чтобы конфликтных ситуаций в
вашей практике встречалось как можно меньше. Чтобы каждый из вас умел вовремя
заметить тот момент, когда можно предотвратить конфликт между детьми. Спасибо
за внимание!
14.12.2022
Цель педсовета: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» Иванова О.В. заведующий
2. «Педагог – зеркало детских душ» Коновалова И.Л.., ст.воспитатель
3. Практическое задание (Памятка №1.Безобидные фразы)
4. Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога .
Критерии профессиональной компетенции воспитателя
5. Художественное слово в воспитании нравственных чувств детей
Домашнее задание :реклама детской книги. ( все воспитатели)
Музыкальная пауза (музыкальный руководитель)
6. Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста
7.Практическое задание «Как предотвратить, преодолеть озлобленность у детей?»
8. Заключительная часть.
9.Решение педсовета.
08.02.2023
Цель. Развивать творческий потенциал педагогов,
их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить
тесное сотрудничество между педагогами сада.
Задачи:
- выявить
имеющиеся знания у педагогов по вопросам патриотического воспитания;
- умение использовать
полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;
- развивать
познавательный интерес у педагогов;
-
воспитывать любовь к Родине, к своему родному краю.
План семинара-практикума.
Актуальность
проблемы.
Дискуссия «Что
мы знаем о патриотизме».
Игра-Викторина
«Моя малая Родина».
Оформление патриотического
уголка.
Консультация
для воспитателей «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».